bars

Наука повторения и пения имени Бога

Путь к духовному совершенству, таким образом, есть выявление скрытой бытийной основы живого существа. Это процесс очищения сознания дживы – превращение его из сознания, вожделеющего к материальному миру, в сознание, любящее Бога. Поскольку, как уже говорилось, сознание окрашивается тем содержанием, на которое оно направлено, требуется сделать Кришну его содержанием. Это достигается в процессе вайдхи-бхакти, смысл которого хорошо выражен в «Бхагавад-гите» (9.27), в словах Кришны, с которыми Он обращается к Арджуне: «Все, что делаешь, все, что ешь, все, что жертвуешь или отдаешь, любое твое подвижничество – да будет это, о сын Кунти, подношением Мне» (Бхактиведанта Свами Прабхупада А.Ч. Бхагавад-гита как она есть. М., Бхактиведанта Бук Траст, 1992 с. 468).

Важнейшим из пяти главных видов вайдхи-бхакти Шри Чайтанья считал  нама-бхаджану - повторение и пение имени Бога (кришна-намы). Говоря о превосхостве нама-бхаджаны над другими видами духовной практики, Шри Чайтанья обычно ссылался на слова «Брихан-нарадия-пураны» (38.126): «Имя Хари, имя Хари, имя Хари одно благословенно; в век Кали нет, нет, воистину нет пути иного» (Бхактиведанта Свами Прабхупада А.Ч.. Учение Шри Чайтаньи. М., Бхактиведанта Бук Траст, 1989 с.221). Имя – существеннейший атрибут Бога, в определенном смысле тождественный Ему Самому, поскольку, в соответствием с учением Шри Чайтаньи, оно содержит в себе всю полноту Его духовных энергий. Обсуждению философии имени Бога и различным аспектам нама-бхаджаны как духовной практики ачарьи посвящали специальные труды, наиболее известный из которых – «Харинама-чинтамани» Бхактивиноды Тхакура. (Такое внимание к имени Бога мы находим не только у вайшнавов. Теомномия была широко распространена и в других религиях - достаточно вспомнить, какую роль играла «умная молитва» в православии, особенно в исихазме, начиная с св. Григория Паламы. Крупнейшие представители русской религиозно-философской мысли, такие как П.Флоренский, С.Булгаков, А.Лосев всерьез интересовались «имяславием» и посвящали философии имени Бога специальные труды. Постоянное повторение и памятование имен Аллаха обычно у суфиев в исламе. В некоторых школах китайского буддизма издавана практикуют нянь-фо – повторение имен Будды Амитабхи).

Важность кришна-намы для вайшнавов столь велика, что Бхактивонода Тхакур писал («Чайтанья-шикшамрита» гл.64.): «Хотя может показаться, что нама – всего лишь слово, однако нама духовна и есть ни что иное как особое воплощение Кришны, являющее Его непостижимую мощь. Поскольку Кришна и Его имя – одно, нама – первый шаг к Кришне. Преисполнившись решимости достичь Кришны, джива должна принять Его имя». (Shrimat Bhakti Siddhanta Sarasvati Gosvami. Nam-bhajan.  Nabadwip, Shri Goudiya Vedanta Samiti, 1985 p.3). В отличие от йоги и других сложных методов духовного совершенствования повторение имени доступно каждому. Кем бы ни был человек, будь он даже чандала, неприкасаемый, ему должно быть позволено повторять имя Кришны, которое способно очистить каждого и каждому дать кришна-прему. Нама сравнивается с семенем, в котором потенциально содержится все дерево, вместе с корнями, ветвями и листьями. Регулярно внимательно повторяя кришна-наму, бхакта как бы взращивает семя, из которого со временем ему является образ Господа, Его атрибуты, его качества, Его спутники, Его обитель и т.д. Там же, в «Чайтанья-шикшамрите», Бхактивинода пишет: «Мудрость, обеты, созерцание, отрешенность, спокойствие ума, достоинство – ничто не равно наме. Знай со всей определенностью, что нама – спасение, нама – высочайшая цель, нама – благороднейшая и величайшая красота, нама – то, что существует вечно. Лишь нама – безраздельная преданность, нама – необъятный разум, нама – великая любовь, нама одна – отчетливейшая память. Для живого существа нама – семя и нама – плод, нама – его Господь и высший объект поклонения. Нама – безупречный наставник» (там же, p.14-15).

Бхактисиддханта Сарасвати. «Гаудия Матх»

После смерти Бхактивиноды Тхакура его дело продолжает сын – Бхактисиддханта Сарсвати (1874-1936). Как и его отец, […]

Вайшнавизм: учение и практика

Вайшнавизм - это теистическое философско-религиозное учение, главная черта которого – почитание Вишну как Верховной Личности Бога. […]

Повторение имени Бога. Маха-мантра Харе Кришна

Маха-мантру можно повторять всегда и везде. Считается, что обращаясь к именам, из которых состоит маха-мантра, бхакта соприкасается со всей полнотой Абсолютной Истины, поскольку в имени Кришна присутствует Бхагаван, в имени Рама – все аватары.

Рассылка главных новостей храма. Ничего лишнего
© Международное oбщество Сознания Кришны (ISKCON)