bars

Учение: основа доктрины

Источники знания. Гносеология – важнейший раздел вайшнавской веданты, как, впрочем, и других школ индийской философии. Вайшнавы хорошо понимали, что прежде чем приступать к метафизике, нужно разобраться вначале с тем, что и как человек в состянии познавать, и откуда вообще берется знание. Главная часть теории познания в вайшнавизме – учение об источниках знания или праманах ( от санскр. глагольного корня ма – измерять).

В различных даршанах - школах индийской мысли - насчитывается разное количество праман – ньяя, например, признает пратьякшу (восприятие, опыт), ануману (умозаключение, вывод), упаману (аналогию) и шабду (авторитетное свидетельство), вайшешика – пратьякшу и ануману, пурва-миманса помимо пратьякши, ануманы, упаманы и шабды признает также артхапатти (импликацию) и анупалабдхи (не-восприятие).

Бенгальские мыслители, подобно наяикам признают три источника знания – пратьякшу, ануману и шабду (непосредственное восприятие, логический вывод и авторитетное свидетельство) и считают, что остальные источники, упоминаемые в других школах, можно свести к этим трем. Анализируя их, они приходят к выводу о том, что, хотя в повседневной жизни человеку и не обойтись без пратьякши и ануманы, все же единственным источником, приносящим безошибочное знание природе мира, Бога, живого существа и способах достижения совершенства  являетяся шабда-прамана. Почему? Непосредственное восприятие и опыт всегда относительны - человек никогда не может быть абсолютно уверен в том, что чувства не обманывают его. Не приводит к истинному знанию и умозаключение, поскольку, даже если допустить справедливость формальной логики, содержание логического вывода всегда берется из чувственно данного. Помимо этого, человеческое сознание в целом несовершенно, ибо имеет четыре фундаментальных недостатка: бхрама (склонность принимать одну вещь за другую), прамада (невнимательность или беспечность), випралипса (склонность к обману) и карана-патава (ограниченность чувственного восприятия).

Шабда, или авторитетное свидетельство, в отличие от первых двух праман, имеет совершенно иную природу. Шабда приходит из сферы трансцендентного,  она богодухновенна (апаурушея) и потому не имеет недостатков пратьякши и ануманы. Кто-то, вероятно, может усомниться в достоверности шабды и вообще в необходимости такого источника знания. На первое можно ответить, что достоверность ее подтверждается множеством примеров из прошлого, когда люди, пользуясь шабда-праманой, обретали знание и достигали духовного совершенства, что явствуе из примера их жизни (разумеется, тут не обойтись без элемента веры). Что касается необходимости шабды, то здесь скорее не необходимость, а неизбежность, поскольку искренний человек, разочаровавшийся в попытках обрести достоверное знание из первых двух источников, стоит перед выбором – либо стать агностиком и вообще отказаться от поисков истины, либо пойти на некоторый риск и отважиться воспринять знание, которое для него не подтверждено пока никаким опытом и может даже противоречить здравому смыслу (в действительности шабда, как это будет видно, находит свое подтверждение в особом, духовном опыте, который имеет свои закономерности, постепенно открывающиеся тому, кто встал на этот путь).

Здесь нужно отметить, что восприятие и умозаключение не отвергаются полностью и не заменяются одним лишь слепым следованием за авторитетом. Восприятие, например, бывает двух видов: восприятие обычного человека (авайдуша) и восприятие того, кто достиг духовного совершенства (вайдуша). Первое подвержено всем упомянутым недостаткам, второе - очищено духовной практикой и праведной жизнью, и потому может принести человеку истинное знание. Вайдуша - это мистический опыт, в котором открывается Трансцендентное, поэтому совершенное восприятие мудреца может служить источником источником истинного знания для других, что можно видеть на примере вайшнавских святых. Что касается ануманы, умозаключения, то мудрец тоже мыслит, но содержание его мышления качественно совершенно иное, нежели у обычного человека. Мудрец способен мыслить и говорить о Трансцендентном, вербально передавая другим содержание мистического опыта. Опыт мудреца, святого – основа экзегезы и теологии.

В конечом счете, в той области жизни, где не требуется обращение к метафизическим истинам, наряду с авторитетным свидетельством может быть использован обычный опыт и здравый смысл.

Итак, истинное знание может быть почерпнуто лишь из сферы Трансцендентного, главным образом в виде авторитетного свидетельства (шабда), хотя важную роль здесь играет также духовный опыт (вайдуша-пратьякша). Такое знание служит основой логического дискурса, из которого складывается философско-теологическая доктрина.

Понимание текста.

Что входит в понятие шабда-праманы? Статусом авторитетного свидетельства для вайшнава обладают священный текст (шастра), высказывания святых и мудрецов прошлого (садху), зафиксированные в их собственных трудах и комментариях, а также наставления, полученные от истинного духовного учителя (гуру). Хотя необходимы все эти три элемента, самым важным является традиционный священный текст.

Признается три уровня понимания текста: 1) буквальное понимание (мукхья), 2) любые виды толкований, включая аллегорию (лакшана) и 3) символическое понимание - сокрытое, неизреченное (мауна). Этим трем уровням соответствуют три смысловых слоя текста. Первый слой включает все непосредственно воспринимаемые значения - если текст и так ясен, буквального понимания достаточно. Толкование допускается в тех случаях, когда смысл текста неясен. Оно представляет собой главным образом объяснением непонятного места путем соотнесения его содержания  с контекстом той или иной широты. Для раскрытия этого второго смыслового слоя, включающего различные виды значений, необходимо строго придерживаться комментаторской традиции и сиддханты (общих заключительных положений ведической литературы). Третий слой, глубинный и неизреченный, доступен лишь тем, кто достиг высокого духовного уровня и постигается как откровение.

Основа доктрины.

Главным священным текстом для бенгальских вайшнавов как уже говорилось, является «Бхагавата-пурана». В Первой Скандхе (Песни) «Бхагавата-пураны» утверждается, что ее автор, мудрец Вьяса, которого традиция считает автором Пуран, решил написать ее, поскольку был неудовлетворен остальными ведическими текстами из-за того, что в них недоставало подробного учения о бхакти. Помимо этого он чувствовал необходимость выразить в одной книге сокровенную суть всех Вед. (Bhaktivedanta Svami Prabhupada A.C. Srimad Bhagavatam. 18 vol. Los Angeles, The Bhaktivedanta Book Trust, 1989, vol.1, p.239-254). Значение «Бхагавата-пураны» столь велико, что ни Шри Чайтанья, ни Его последователи не считали нужным специально писать комментарии к «Веданта-сутре» и другим текстам  «тройной основы» - прастхана-траи - Упанишадам и «Бхагавад-гите», как это было принято в  ведантических школах. Сама «Бхагавата-пурана» и была для них комментарием к «Веданта-сутре», причем «естественным» комментарием. Однако в начале 18 в., когда последователями некоторых других школ аутентичность бенгальских вайшнавов была поставлена под сомнение, Баладева Видьябхушана написал « Говинда-бхашью» – подробный комментарий к «Веданта-сутре», а также комментарии к «Бхагавад-гите» и главным Упанишадам, благодаря чему школа последователей Шри Чайтаньи была окончательно признана ведантической. После этого на основе «Говинда-бхашьи» Баладева написал небольшое сочинение «Прамея-ратнавали», в котором обосновал Девять прамей, или основных догматических положений: 1) Вишну есть высшая реальность, 2) о Вишну говорится во всех Ведах, 3) мир реален, 4) мир и Бог не есть одно и то же, 5) живые существа (дживы) реальны, 6) живые существа стоят на разном уровне в служении Богу, 7) освобождение(мукти) есть обретение прибежища у стоп Бога, 8) освобождение достигается бескорыстным преданным служением (амала-бхакти) Богу, 9) есть три источника знания – пратьякша, анумана и  шабда. (Rai Bahadur Srisa Chandra Vasu, transl. Prameya Ratnavali // The Vedanta-sutras of Badarayana with the commentary of Baladeva. New Delhi, Munshiram Manoharlal, 1979, p.4).

Полемика с школой Шанкары.

Трудами Баладевы Видьябхушаны завершилось формирование теологической доктрины бенгальского вайшнавизма, что позволило последователям Шри Чайтаньи окончательно определить свою позицию по отношению к другим философско-религиозным учениям.

Главный объект полемики, которую Баладева ведет в своих трудах – , традиционно имеющая многчисленных последователей в Индии адвайта-веданта Шанкары и его последователей. Подобно предыдущим вайшнавским учителям, Баладева опровергает те положения учения Шанкары, в которых утверждается иллюзорность мира и тождественность индивидуального «я» живого существа (атмана) с бескачественным и безличным Абсолютом-Брахманом. Согласно Шанкаре, в Брахмане нет никаких различий, нет причин и следствий. Мнение о мире как о реальности, представления о Творце мироздания, восприятие множественности, различенности живых существ возникают под лишь под действием майи (иллюзии). Для подтверждения  этих положений Шанкара привлекает тексты «Веданта-сутры» и Упанишад. Однако Баладева путем анализа этих текстов и сопоставления их между собой доказывает неправомерность выводов Шанкары, поскольку ни Упанишады, ни «Веданта-сутра» не дают никаких оснований утверждать абсолютный монизм. В действительности Упанишады и другие священные тексты содержат утверждения различного характера. Одни из них действительно можно рассматривать как подтверждение абсолютного единство Бога, живого существа и мира, но другие совершенно недвусмысленно указывают на различия между ними. Вслед за Дживой Госвами, Вишванатхой Чакраварти и другими своими предшественниками, Баладева Видьябхушана делает вывод: верны и те и другие утверждения. А это значит, что Бог, мир и существа одновременно и едины и различны между собой. Добиваясь непротиворечивости, Шанкара построил свое учение лишь на одной из сторон этой оппозиции, отбросив вторую. Но если признавать, что шабда-прамана, священные тексты – это совершенный источник знания о Трансцендентном, то необходимо принять обе стороны. Это избавляет от апорий, которые неизбежно порождает доктрина абсолютного монизма.

Три аспекта Абсолютной реальности.

Абсолют делим (бхеда) и неделим (а-бхеда)  в одно и то же время, Для человеческого разума это непостижимо (ачинтья). Найти разрешение этого противоречия можно лишь в сфере Трансцендентного. Поэтому в строгом смысле учение Шри Чайтаньи и его последователей есть учение о непостижимо единой и множественной в одно и то же время сущности (ачинтья-бхеда-абхеда-таттва-вада). Эту Высшую сущность в соответствии с «Бхагавата-пураной» постигают в трех аспректах: 1) как безличную духовную субстанцию (Брахман), 2) как всепроникающую Сверхдушу (Параматму), и 3) как Верховную Личность (Бхагавана). Бхагаван (Бог) включает в себя Параматму и Брахман и является наивысшим аспектом Абсолюта. Эти три гносеологических аспекта соответствуют трем онтологическим уровням Высшей реальности: сат (Бытие), чит (Знание) и ананда (Блаженство), которые открываются ищущему в зависимости от характера его стремлений. Обретаются они разными путями: джнани, философы, стремящиеся постичь Брахман, обретают вечное бытие (сат),  йоги, пытающиеся сосредоточиться в своем сердце на Параматме, достигают совершенного знания (чит), а бхакты, т.е. те, кто посвящает себя любовному преданному  служению Верховной Личности (Бхагавану), обретают блаженство (ананду).

Гуру. Духовный учитель

Каждому, кто серьезно стремится к духовному совершенству, рекомендуется избрать себе в качестве наставника (гуру) одного из […]

Наука повторения и пения имени Бога

Путь к духовному совершенству, таким образом, есть выявление скрытой бытийной основы живого существа. Это процесс очищения […]

Энергия Абсолюта

Шакти (энергия) есть одновременно и способность Господа Кришны, оставаясь неизменным, трансформировать Себя в разнообразные формы бытия, и Он сам. В качестве аналогии приводится соотношения солнца и его лучей, которые исходят из солнца, зависят от него, но вместе с тем есть нечто отличное от светила.

Рассылка главных новостей храма. Ничего лишнего
© Международное oбщество Сознания Кришны (ISKCON)