Существование мира носит циклический характер, творение и уничтожение происходит через огромные но равные временные промежутки. В периоды между проявленными фазами существует только прадхана, а живые существа покоятся во сне в теле Вишну.
Для того, чтобы перейти непосредственно к анализу понятия бхакти, центрального и ключевого понятия в учении бенгальских вайшнавов, нужно обратиться сперва к системе ценностей, принятой в индийской традиционной культуре. В основе этой системы лежит знакомое уже нам понятие дхармы. В данном случае это понятие означает религиозное благочестие, набожность, праведность. В соответствии с традиционными представлениями, дхарма обеспечивает человеку материальное процветание – артху, которая, в свою очередь, дает ему возможность испытать чувственные услады (каму). Причем, если дхарма обретается главным образом в земной жизни, то артхой и камой можно наслаждаться и в последующих жизнях, на других планетах материальной Вселенной, например, на сварга-локе, в обители Индры. Однако, в соответствии с учением о карме, никакое материальное процветание или удовольствие не может длиться вечно. Рано или поздно ему на смену должно прийти страдание. Поэтому праведность ради преходящего земного счастья не может считаться абсолютной ценностью. Человек, осознавший это, приходит к отрицанию дхармы, видя в ней низшую ступень религиозности, отвергает артху и каму и стремится к освобождению (мокше), к состоянию свободы от всякой деятельности, как нечестивой, так и праведной. Во многих религиозных школах Индии совершенством считается именно мокша. Однако вайшнавизм не признает освобождение высшей ценностью, считая его просто отрицанием, негативным понятием. Высшая ценность должна обладать положительным конкретным содержанием. Освобождение должно быть не только «от», но и «для», поэтому у вайшнавов эту иерархию завершает према или прити – состояние чистой любви к Богу. Према есть также и пара-дхарма – совершенная праведность, высшая религиозность, в отличие от дхармы, понимаемой примитивно лишь как средство для достижения материального счастья.
Можно в данном случает рассматривать дхарму, артху и каму как тезис, мокшу как антитезис и прему как синтез. Подобно дхарме, артхе и каме према позитивна и наполнена содержанием, подобно мокше, она отрицает любой эгоизм и материальную заинтересованность. Поэтому према есть их снятие, это качественно совершенно иной уровень, она не сводится к конечным ценностям материального мира, поскольку принадлежит сфере Трансцендентного.
Карма, джняна и бхакти. Ценностям соответствуют пути их обретения. Первая ступень (дхарма и пр.) достигается путем кармы - строгим исполнением предписанного Ведами общественного долга, семейных обязанностей, обрядов и ритуалов, благотворительностью и т.д. Второй ступени (мокша) соответствует джняна (сюда включается также и йога) – подвижничество, различные медитативные практики, изучение философии. И, наконец, третьей ступени (премы) достигают с помощью бхакти. По аналогии с предшествовавшим анализом ценностей можно понять, что бхакти есть высший синтез кармы и джняны, выводящий, в отличие от них, в область Трансцендентного бытия.
Теперь рассмотрим более подробно значение слова бхакти. В «Санскритско-английском словаре» М. Мониер-Вильямса дается несколько десятков значений глагольного корня бхадж, от которого образовано существительное женского рода бхакти. Значения, наиболее близкие к тому, что традиционно понимается под этим словом в вайшнавизме – «служить», «любить», «почитать», а также «делить» (Monier-Williams M. Sanskrit-English Dictionary. Delhi, Motilal Banarsidas Publishers, 1997, p.743). Нетрудно заметить, что они выражают действие, состояние и некоторое их условие. Таким образом, бхакти есть одновременно и любовь к Богу (состояние) и преданное служение (действие), предполагающие наличие субьекта и объекта любви, т.е любящего и любимого (условие). Но данный анализ дает только схематическое понимание, поскольку дать точное определение бхакти, которая относится к категории непостижимых (ачинтья) сущностей, невозможно.
Бхакти – путь ведущий к кришна-преме, высшему совершенству. В «Бхагавата-пуране» (1.2.6) говорится: «Наилучшая деятельность для человека – та, что приводит его к преданному служению Всевышнему (бхакти). Непрерывная и бескорыстная, она приносит полное удовлетворение душе» (Bhaktivedanta Svami Prabhupada A.C. Srimad Bhagavatam 18vol. Los Angeles, The Bhaktivedanta Book Trust, 1989, vol.1, p.95). Тогда как карма может привести лишь к обретению временных материальных благ, а джняна – к постижению безличного аспекта Абсолюта, бхакти приводит к Бхагавану – Кришне. Бхакти независима от кармы и джняны, наоборот, карма и джняна зависят от бхакти; без хотя бы частички бхакти не может быть совершенства в карме и джняне, поскольку эти пути обязательно должны включать веру (шраддху), а шраддха – один из аспектов бхакти. Однако шраддха – лишь начальная ее ступень. Целью же духовного пути должно быть обретение любви (премы), а не материальных благ или даже освобождения, поэтому тот, кто обладет верой в Абсолют, в Бога, или в богов, но не стремится обрести кришна-прему, не способен прийти к высочайшему совершенству. По словам Рупы Госвами («Бхакти-расамрита-синдху» 1.1.11), высшая (уттама) бхакти должна быть целиком сосредоточена на Кришне и лишена примесей кармы и джняны. (Бхактиведанта Свами Прабхупада А.Ч. Нектар наставлений. М., Бхактиведанта Бук Траст, 1991 с.30). Вместе с тем, чистая бхакти несомненно включает в себя очищенные карму и джняну - карму в форме активной практической деятельности, посвященной Кришне и джняну в форме сокровенного знания о Кришне.
Существование мира носит циклический характер, творение и уничтожение происходит через огромные но равные временные промежутки. В периоды между проявленными фазами существует только прадхана, а живые существа покоятся во сне в теле Вишну.
Ничем не ограниченный и неисчерпаемый, Бхагаван способен являться в разном облике и обладает множеством атрибутов. Тело Его, в отличие от тел обитателей материального мира, прекрасно и совершенно, оно как бы соткано из Вечного Бытия, Абсолютного Знания и Блаженства.
Бхактивинода Тхакур. Возрождение движения Шри Чайтаньи начинается во второй половине 19 века. Его связывают с именем выдающегося мыслителя, поэта и проповедника Бхактивиноды Тхакура (1838-1914).