bars

Энергия Абсолюта

Онтологическую структуру, описывающую «в-себе-и-для-себя» Абсолюта, мы находим в концепции шакти-паринама-вады, учения о видоизменениях Божественной энергии.

Кришна – шактиман, «обладающий шакти» (силой, энергией, потенцией). Шакти есть одновременно и способность Кришны, оставаясь неизменным, трансформировать Себя в разнообразные формы наличного бытия, и сама эта наличность. В отличие от аватар, которые при всем их многообразии есть ни что иное как Сам Кришна, как бы надевающий на Себя разные личины, шакти являются сущностями иного порядка, имеющими свое основание в Кришне, неразрывно связанными с Ним, но отличными от него и относительно самостоятельными. В качестве аналогии приводится соотношения солнца и его лучей, которые исходят из солнца, зависят от него, но вместе с тем есть нечто отличное от светила. Несмотря на то, что солнце излучает огромную энергию, оно всегда остается равным самому себе. Точно так же и Кришна всегда полон и не терпит никакого ущерба, несмотря на то, что преобразует Себя с помощью своей шакти во множество форм, Последователи Шанкары не признают шакти-паринама-ваду, поскольку считают, что допустив  видоизменения, мы неизбежно должны признать, что Брахман терпит ущерб, а тогда Он не есть Единое (адвая), что невозможно. Следовательно, любое изменение есть иллюзия. Однако такое мнение лишает их возможности объяснить происхождение многообразия форм наличного бытия, к тому же здесь шанкариты расходятся с авторитетным свидетельством, поскольку шакти-паринама-ваду  подтверждает известное изречение Упанишад: «когда из целого (Абсолюта) вычитается целое, первоначальное целое остается целым». (пурнасья пурнам адая пурнам эвавашишьяте) (Бхактиведанта Свами Прабхупада А.Ч. Шри Ишопанишад. М., Бхактиведанта Бук Траст, 1990, с.16)

Внутренняя энергия Бога. Радха.

Существует три вида шакти: антаранга-шакти (внутренняя энергия), бахиранга-шакти (внешняя энергия) и татастха-шакти(пограничная энергия). Антаранга-шакти наделяет Бога всемогуществом и  конституирует трансцендентный мир («в-себе-и-для-себя»), который самодостаточен и существует вне времени. Как и Бхагаван, антаранга-шакти описывается предикатами сат-чид-ананда (вечносущая, сознающая, исполненная блаженства). В соответствии с этими предикатами в ней выделяются три уровня:сандхинисамвит и хладини. Сандхини-шакти – substratum трансцендентной реальности, с ее помощью Бхагаван поддерживает собственное бытие и бытие других существ, берущих в Нем начало. Самвит-шакти – способность обладать абсолютным знанием и сила этого знания, благодаря ей Кришна знает себя Самого, трансцендентный и материальный мир а также живые существа, она же дает возможность живым существам постичь Бога. Хладини-шакти – способность Кришны испытывать высшее духовное блаженство Самому и наделять блаженством других. Сущность хладини-шакти – Божественная любовь (према), которая выражается в преданном служении (бхакти). Олицетворением хладини-шакти считается Радха, вечная супруга Кришны. Кришна -пурна-шактиман («обладающий всеми шакти») а Радха – пурна-шакти («полная шакти»), т.е. высшая, объемлющая все остальные, подобно тому как Кришна есть источник всех аватар, Радха есть источник всех шакти.

Радха и Кришна «нераздельны и неслиянны», их бытие относится к категории ачинтья-бхеда-абхеда. Однако Кришна представляет собой мужское начало, а Радха – женское, поэтому Кришна всегда играет доминирующую роль, а Радха - подчиненную. Взаимоотношения Божественной четы описываются в традиционной вайшнавской литературе эзотерическим языком эротики.

Внешняя энергия. Материальный мир.

Бахиранга-шакти, внешняя или материальная энергия,  в отличие от антаранга-шакти, составляет «иное» Бога. Другое ее наименование – майя-шакти. Она есть substratum материальной природы. Как и все другие шакти, майя-шакти подчинена Бхагавану и в нем берет начало, однако отношения ее и Кришны существенно иные,  нежели отношения Кришны и Его внутренней энергии. Властвуя над майей, Бхагаван никогда не соприкасается с ней и полностью свободен от ее влияния. Джива Госвами, комментируя «Бхагавата-пурану», объясняет это так («Бхагавата-сандарбха» 17): «Майя – то, чего нет там, где есть Я (Бхагаван), но что появляется там, где Меня нет. Иными словами, майя исходит от Меня, но существует вне Меня, как солнечный блик на поверхности пруда, который, находясь вдали от солнца, неразрывно связан с ним, своей причиной. Как отражение солнца не касается солнца, хотя и не может существовать без него, так и майя не касается Бхагавана, хотя всецело от Него зависит» (Kapoor O.B.L. The Philosophy and Religion of Sri Caitanya. Munshiram Manoharlal Publishers. New Delhi, 1976, p.95).

В отличие от Шанкары, полагавшего, что реален лишь Брахман, а материальный мир полностью иллюзорен (брахма сатьям джаган митхья), вайшнавские мыслители  признают реальность материальной природы, хотя она описывается у них негативными предикатами а-сат, а-чит, нир-ананда (невечная, бессознательная, лишенная блаженства) в отличие от трансцендентной природы.  Мир реален, но преходящ (ашашвата). Поскольку все, к чему привязывается в материальном мире живое существо, должно исчезнуть, для попавшего в плен материального мира он есть юдоль скорби (духкха-алая). Мир связывается с понятием иллюзии, поскольку живое существо считает его тем, чем он на самом деле не является, т.е. местом, где возможно счастье.

Наука повторения и пения имени Бога

Путь к духовному совершенству, таким образом, есть выявление скрытой бытийной основы живого существа. Это процесс очищения […]

Бхактисиддханта Сарасвати. «Гаудия Матх»

После смерти Бхактивиноды Тхакура его дело продолжает сын – Бхактисиддханта Сарсвати (1874-1936). Как и его отец, […]

Гуру. Духовный учитель

Каждому, кто серьезно стремится к духовному совершенству, рекомендуется избрать себе в качестве наставника (гуру) одного из […]

Рассылка главных новостей храма. Ничего лишнего
© Международное oбщество Сознания Кришны (ISKCON)