Маха-мантру можно повторять всегда и везде. Считается, что обращаясь к именам, из которых состоит маха-мантра, бхакта соприкасается со всей полнотой Абсолютной Истины, поскольку в имени Кришна присутствует Бхагаван, в имени Рама – все аватары.
Бог всемогущ и способен превратить материальную энергию в духовную. Поэтому арча-виграха или мурти - образ Бога, сделанный из камня, дерева, металла, глины и т.д., которому вайшнавы поклоняются в храмах, считается непосредственно Самим Кришной, из милости явившим Себя людям в зримой форме. Поскольку в индийских религиях никогда не было запретов на изображение Бога, в Индии с незапамятных времен поклоняются скульптурному образу. Арчана, поклонение мурти, упоминается в «Бхагавата-пуране». Как развитая система поклонения арчана подробнейшим образом представлена в текстах «Панчаратры».
И по сей день в Индии существует множество храмов, в которых поклоняются арча-виграхе, некоторые из них ежегодно посещают миллионы паломников. Самые знаменитые мурти Вишну - Джаганнатха в Пури, Венкатешвара в Тирупати, Виттхала в Пандарпуре и Ранганатха в Ранга-кшетре. Бенгальские вайшнавы особенно почитают мурти Джаганнатхи, которому поклонялся еще Сам Шри Чайтанья, а также мурти храмов Вриндавана и Майяпура. Самые известные вриндаванские мурти были установлены еще в 16 в. учениками Шри Чайтаньи в построенных ими храмах. Есть и современные храмы, в которых поклоняются Божествам Радхи и Кришны, Шри Чайтаньи и Нитьянанды, Рамы и Ситы и т.д., появовшиеся совсем недавно. Богослужение в вайшнавских храмах, сопровождаемое музыкой, пением и танцем, во время которого роскошно наряженным и украшенным Божествам подносят им цветы, фрукты и благовония, отличается пышностью и праздничностью.
Арчана как вид духовной практики обладает большой привлекательностью, поэтому многие вайшнавы, особенно семейные люди, устанавливают арча-виграху у себя дома и поклоняются образу Кришны всей семьей. Считается, что Кришна, являясь перед бхактой в виде объемной фигуры, тем самым позволяет ему омывать, одевать и украшать Свое тело, кормить Себя, укладывать спать и т.д., то есть служить Себе непосредственно. Поскольку мы склонны привязываться к тем, кому служим, человек который поклоняется Богу таким способом, получает замечательную возможность развить в себе привязанность и любовь к Нему.
Маха-мантру можно повторять всегда и везде. Считается, что обращаясь к именам, из которых состоит маха-мантра, бхакта соприкасается со всей полнотой Абсолютной Истины, поскольку в имени Кришна присутствует Бхагаван, в имени Рама – все аватары.
Бхактиведанта Свами Прабхупада (Шрила Прабхупада) родился в Калькутте в 1896 г. Его родители были вайшнавами. В […]
Каждому, кто серьезно стремится к духовному совершенству, рекомендуется избрать себе в качестве наставника (гуру) одного из […]