Существование мира носит циклический характер, творение и уничтожение происходит через огромные но равные временные промежутки. В периоды между проявленными фазами существует только прадхана, а живые существа покоятся во сне в теле Вишну.
Каждому, кто серьезно стремится к духовному совершенству, рекомендуется избрать себе в качестве наставника (гуру) одного из опытных старших вайшнавов и получить от него специальное духовное посвящение (дикшу). Избрать соим гуру можно лишь того, кто является представителем парампары, кто обладает духовным знанием, кто развил в себе любовь к Богу, и кто, благодаря всему этому, научился владеть своим умом, речью и поступками и быть выше любых чувственных побуждений. Вначале полагается испытывать духовного наставника, задавая ему вопросы, чтобы убедиться в том, что он действительно соответствует своему положению. Серьезный ученик всегда должен быть уверен, что слова и поступки его гуру находятся в строгом соответствии с словами и поступками предшествующих учителей, а также с наставлениями священных текстов. Истинный гуру учит личным примером и являет собой образец во всем, что касается бхакти. Вопреки распространенному мнению, от ученика не требуется слепого повиновения духовному наставнику, однако он должен признавать авторитет своего гуру в духовных вопросах и следовать его наставлениям. Традиция сравнивает истинного духовного учителя с капитаном, который знает курс к берегу духовного знания в бушующем океане материального бытия и способен благополучно привести к нему корабль совего ученика.
Гуру берет на себя руководство духовной жизнью ученика. Это помогает ученику преодолеть препятствия и избежать тех ошибок, которые неибежны для тех, кто рискует пускаться в путь без духовного наставника. Гуру помогает ученику разобраться в многочисленных правилах и наставлениях, касающихся практического преданного служения Кришне. Например, его руководство дает ученику возможность избежать того серьезного препятствия, которое Рупа Госвами в своей книге «Шри Упадешамрита»(2) определяет как ниямаграха (Бхактиведанта Свами Прабхупада А.Ч. Нектар наставлений. М., Бхактиведанта Бук Траст, 1991 с.18). Ниямаграха – слово, которое можно понимать амбивалентно, поскольку санскритская грамматика допускает здесь два способа прочтения: нияма-граха и нияма-аграха и, соответственно, два противоположных значения: «привязанность к правилам» и «пренебрежение правилами». Считается, что и то и другое может нанести существенный вред духовной жизни вайшнава, поэтому здесь нужно выбрать оптимальный вариант, пройдя между Сциллой и Харибдой. Поскольку начинающий бхакта, новичок в духовной жизни, еще не обладает для этого достаточным опытом, ему требуется руководство гуру, который разъяснит ему, как следовать правилам настолько, насколько это действительно может помочь ему очистить свое сердце и пробудить в нем кришна-прему.
Дикша.
Внешне духовное посвящение представляет собой обряд, во время которого ученик произносит перед духовным учителем обеты, а затем получает от него четки для повторения маха-мантры и духовное имя, после чего проводится очистительный обряд (агни-хотра). Бхактивинода Тхакур в работе «Панча-самскара» описывает пять основных элементов дикши: тапа – нанесение учеником на тело украшений из сандаловой пасты в виде различных символов Вишну; пундра – нанесение на лоб, грудь, руки и спину особых вертикальных знаков; нама – получение учеником от гуру своего нового духовного имени, а также имен Кришны, которые ученик должен ежедневно повторять на четках; мантра – получение особой молитва, с которой ученик обращается к Богу; яга – разрешение поклоняться Божеству. Однако это лишь формальная часть, которой, разумеется, дело не исчерпывается. Бхактивинода объясняет, что все элементы дикши обладают глубоким внутренним смыслом, без понимания которого их внешняя сторона не может принести реальной пользы. Так, тапа помимо украшений на теле означает осознание учеником греховности жизни, которую он вел в прошлом и искреннее раскаяние; пундра – обуздывание вожделения, гнева и жадности, готовность принести в этом обеты перед гуру; нама – готовность не только носить новое имя, но и осознавать себя отныне вечным слугой Кришны, а также всегда помнить о Нем, повторяя Его имя («О человек, обладающий разумом! – говорит Бхактивинода Тхакур.- всегда пой имя Хари! Пусть ум всегда помнит его, пусть душа будет украшена именем Хари!»); мантра – осознание своих утраченных когда-то взаимоотношений с Кришной и решимость восстановить эти взаимоотношения; яга – готовность посвящать свое время служению Божеству, используя для этого предметы материальную энергию и таким образом одухотворяя ее.
Обеты.
Во время обряда дикши ученик обещает гуру ежедневно повторять маха-мантру на четках, которые он от него получил, причем не менее 16 кругов ежедневно (вайшнавские четки состоят из 108 бусин, одна бусина соответствует полностью произнесенной маха-мантре). Далее, ученик обязуется отныне не совершать некоторых запретных действий, считающихся несовместимыми с духовной практикой, к которым относятся: 1) употребление в пищу мяса, рыбы, яиц и любой другой пищи, получение которой связано с убийством животных; 2) употребление наркотиков, алкоголя и прочих одурманивающих веществ (кроме тех случаев, когда это абсолютно необходимо в медицинских целях – например, наркоз); 3) половая жизнь вне брака; 4) азартные игры. Считается, что эти четыре вида запретных действий уничтожают в человеке религиозность, милосердие, чистоту и правдивость - четыре добродетели, без которых невозможно обрести кришна-прему. Помимо этого ученик дает обещание отныне серьезно изучать философию, теологию и духовную практику вайшнавов, участвовать в жизни общины, посещать духовные программы и праздники и т.д.
Существование мира носит циклический характер, творение и уничтожение происходит через огромные но равные временные промежутки. В периоды между проявленными фазами существует только прадхана, а живые существа покоятся во сне в теле Вишну.
Важнейшее условие существования религиозной традиции - тот механизм, посредством которого передается духовное знание и обеспечивается его […]
В соответствии с идеей бхакти, все, что делает человек, вставший на путь духовного совершенства, должно приближать […]