bars

Ступени бхакти. Учение о расах.

Существенная часть традиционной вайшнавской литературы посвящена бхакти. Есть множество текстов, где подробнейшим образом разрабатывается философия бхакти а также учение о бхакти как о духовном пути.  Важнейшие из них, как уже упоминалось, «Бхакти-расамрита-синдху» и «Удджвала-ниламани» Рупы Госвами а также «Хари-бхакти-виласа» Санатаны Госвами. Мы остановимся лишь на самых главных характеристиках пути бхакти.

Весь путь бхакти делится на две ступени: садхана-бхакти и рагатмика-бхакти. Садхана-бхакти (садхана – «совершенствование») предполагает постепенное духовное развитие в определенной последовательности. Садхана-бхакти делится на вайдхи-бхакти и рагануга-бхакти. Вайдхи-бхакти (вайдхи –  «связанный с правилами, ритуалом») предназначена для человека, который, хотя и избрал для себя этот путь, но тем не менее пока еще привязан к материальному и потому должен руководствоваться в духовной жизни разумом, а не сердцем, т.е. не может совершать служение Кришне просто из любви, а вынужден исполнять его по правилам. Для того, чтобы такой человек смог развить в себе естественную склонность к служению Кришне, его духовная жизнь должна направляться предписаниями священных текстов и наставлениями гуру. Шри Чайтанья выделял следующие важные элементы вайдхи-бхакти: нужно поселиться в одном из святых мест, например, в Матхуре (месте явления Кришны), регулярно повторять и петь имена Кришны, изучать «Бхагавата-пурану», поклоняться шри мурти – изображению Кришны в храме и общаться с другими вайшнавами. Существуют и более детальные наставления. Такая регламентация необходима для того, чтобы человек смог утвердиться на этом пути и чтобы в сердце у него начала пробуждаться любовь к Богу. Тогда он вступает на путь рагануга-бхакти (рага-ануга – букв. «идущая вслед за любовью»), путь спонтанной преданности. Хотя этот этап предполагает те же самые действия, отличие его в том, что совершаются они, хотя и в соответствии с правилами, но уже без всякого волевого усилия или принуждения, не из чувства долга, а просто из любви, совершенно естественным образом. Так человек подготавливает себя ко второй, высшей ступени – рагатмика-бхакти.(рага-атмика – букв. «та, что есть любовь по сути»). Рагатмика-бхакти есть ачинтья и может быть понята только тем, кто сам сумел достичь такого же совершенства, поэтому описания этой стадии в книгах ачарьев эзотеричны и насыщены метафорами. Суть рагатмика-бхакти – кришна-према, чистая любовь к Кришне. Главное ее отличие от начальной ступени в том, что все действия бхакты совершаются исключительно из любви и вообще не регулируются никакими нормами и правилами. Внешне рагатмика-бхакти проявляется как огромное вдохновение, эмоциональный подъем, религиозный экстаз. Для этого уровня характерна постоянная сосредоточенность на Боге, и абсолютная поглощенность служением Ему. Достигшие рагатмика-бхакти полностью преодолевают власть майи и возвращаются в Трансцендентный мир Кришны.

Учение о расах.

Шри Чайтанья и Его последователи придавали большое значение учению о расах или «вкусах» любовных отношений живого существа и Бога.  Это понятие, используемое также в традиционной индийской поэтике, обретает совершенно особенный смысл в вайшнавизме, где оно обозначает модус бхакти. Расы характеризует различные типы взаимоотношений с Кришной и соответствующих им эмоциональных состояний, которые бхакта развивает на стадии рагатмика-бхакти (собственно говоря, речь здесь скорее идет даже не о развитии, а о восстановлении живым существом тех индивидуальных черт, которые присущи ему как вечному обитателю трансцендентного мира и которые до времени были скрыты от него самого из-за влияния майи.) Всего насчитывается двенадцать рас – пять основных и семь дополнительных. Основные расы: нейтральная (шанта), служения (дасья), дружеская (сакхья), родительская (ватсалья) и супружеская (мадхурья – букв. «сладостная») Дополнительные: смех, удивление, доблесть, страх и т.д. Каждая из основных рас выражает степень близости взаимоотношений с Кришной, дополнительные расы и их сочетания создают особую эмоциональную окраску основных рас. Близость к Кришне выражается степенью айшварьи и мадхурьи. Чем  ближе отношения, тем меньше бхакта воспринимает величие и могущество Кришны (айшварья), и тем больше в этих отношениях становится интимности и сладости (мадхурья). Самые «дальние» отношения – шанта-раса: бхакта восхваляет Кришну, поклоняется Ему, но при этом всгда находится на некотором расстоянии, поскольку продолжает испытывать благоговение и даже некоторый страх перед Ним. Затем идет дасья-раса - здесь багоговения уже меньше и бхакта может непосредственно оказывать служение Господу, затем сакхья-раса, где благоговение настолько уменьшается, что бхакта может проявлять по отношению к Кришне дружескую бесцеремонность, еще ближе – ватсалья-раса, для которой характерно отношение к Кришне как к ребенку, желание заботиться о Нем, защищать Его, и наконец мадхурья-раса, когда отношения с Богом становятся отношениями влюбленных. Ачарьи, описывая расы, приводят множество примеров из различных текстов, особенно из знаменитой Десятой Скандхи «Бхагавата-пураны», где рассказывается о кришна-лиле. Так, примером дружеских отношений являются полные веселья и озорства отношения Кришны и вриндаванских мальчишек-пастухов, родительских – отношения Кришны с Его приемной матерью Яшодой, которая считала Кришну своим ребенком и даже наказывала Его порой, супружеских – отношения Кришны и гопи, вриндаванских пастушек, по ночам убегавших к Кришне на свидание. (все эти сюжеты кришна-лилы до сих пор чрезвычайно популярны в индийском искусстве – в литературе, живописи, театре. Этой популярностью они обязаны в значительной степени бенгальскому вайшнавизму). Примером высочайшего совершенства мадхурья-расы считаются отношения Кришны и Радхи, которым посвящено множество философских и поэтических произведений ачарьев. Однако необходимо понимать, что раса – понятие эзотерическое и предполагает нечто, невыразимое никаком языком, и речь здесь в каком-то смысле идет о метафоре, подлинное значение которой может быть понято лишь тем, кто сам развил с Богом такие отношения. (здесь уместно сравнение с эротическими образами поэзии суфиев – Хафиза, Руми, Санаи, Аттара или с откровениями средневековых европейских мистиков – Терезы Авильской, Иоанна Креста и др.), поэтому, например, то, что на мирском плане может быть воспринято как любовный и даже эротический сюжет, для вайшнавских ачарьев, строго соблюдавших, к стати говоря, обет целомудрия, заключало в себе сокровеннейшую тайну бытия, не имеющую ничего общего с мирским, тем более с эротикой.

Имманентная природа кришна-премы.

По словам Шри Чайтаньи, которые приведены в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила 22.107) «вечно совершенную любовь к Кришне (кришна-прему) не нужно специально взращивать. Она пробуждается сама собой в сознании, очищенном слушанием» Bhaktivedanta Svami Prabhupada A.C. Sri Caitanya-caritamrta. 17 vol. Los Angeles, Bhaktivedanta Book Trust, 1975 vol.8 p.389). Кришна-према присуща живому существу изначально и есть его пара-дхарма – существеннейшая и неотъемлемая характеристика. Кришна-према -  пред-данность по отношению к сознанию, и ко всему, с чем встречается в жизни живое существо, поэтому сознание дживы есть любящее сознания, а жить в высшем смысле этого слова -  значит любить Бога. Према – любовь абсолютно бескорыстная, жертвенная, забывающая себя. О кришна-преме можно сказать словами Ап. Павла ( 1-е Кор. 4-7).: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (Новый Завет // Библия. М., Издание Всесоюзного Совета евангельских христиан-баптистов, 1968, с.214-215).  Но в материальном мире любящее сознание покрывается материальной оболочкой, и тогда према являет себя в облике камы. Кама – вожделение, желающее присваивать и повелевать. При всем при том, по своей сути кама - это сохранившая свой импульс, но ложно направленная и окрашенная эгоизмом према. Бхакти – осуществление премы. Бхакти имеет экстатический характер и проявляется в виде активности любящего, направленной на удовлетворения возлюбленного. Модусами этой активности являются сочетания основных и дополнительных рас, имеющие бесчисленное множество оттенков. Благодаря этому у каждого живого существа в Трансцендентном мире свои собственные неповторимые отношения с Кришной, который наслаждается этими отношениями и в благодарность своим слугам, покоренный их любовью, дарует им величайшее блаженство премы (премананду). Бхакти настолько сильна и могущественна, что Сам Бог покоряется ей. Из любви к своим бхактам Кришна соглашается играть роль их ребенка, друга и даже слуги (например, битве на поле Курукшетра, описанной в «Махабхарате», Кришна был колесничим Арджуны и выполнял все его приказы).

Бхактиведанта Свами Прабхупада. Общество сознания Кришны

Бхактиведанта Свами Прабхупада (Шрила Прабхупада) родился в Калькутте в 1896 г. Его родители были вайшнавами. В […]

История вайшнавизма

О Вишну и вишну-бхакти в традиционной литературе. О Вишну мы узнаем еще из «Риг-веды». Здесь это […]

Бхактисиддханта Сарасвати. «Гаудия Матх»

После смерти Бхактивиноды Тхакура его дело продолжает сын – Бхактисиддханта Сарсвати (1874-1936). Как и его отец, […]

Рассылка главных новостей храма. Ничего лишнего
© Международное oбщество Сознания Кришны (ISKCON)