Живое существо (дживатман или просто джива) относят к третьей категории шакти (татастха-шакти). Тата-стха означает «стоящий на […]
Хотя у Бога множество имен (в «Махабхарате», например, есть гимн, в котором перечисляется тысяча имен Вишну), Шри Чайтанья рекомендовал для повторения именно маха-мантру, поскольку, в отличие от других мантр, для ее повторения не дается никаких правил. Маха-мантру можно повторять всегда и везде. Считается, что обращаясь к именам, из которых состоит маха-мантра, бхакта соприкасается со всей полнотой Абсолютной Истины, поскольку в имени Кришна присутствует Бхагаван, в имени Рама – все аватары, в имени Хара (одно из имен Радхи) – все шакти, поэтому нама-бхаджана является важнейшим видом преданного служения Богу. В духовной жизни вайшнавов она занимает столь же важное место как и молитвенная практика в других религиях. В этом смысле повторение маха-мантры напоминает повторение Иисусовой молитвы у православных христиан или Розария у католиков.
Индивидуальное повторение маха-мантры называется джапой. Для джапы вайшнавы отводят лучшее время суток – ранние утренние часы. Повторяют маха-мантру на четках, сделанных из священного дерева – туласи или нимбы, четки обычно держат в специальном мешочке. Чтобы повторять имена, не обязательно сидеть в одной позе, как это делают йоги, занимаясь медитацией, можно сидеть, стоять или ходить, самое важное – быть сосредоточенным на имени.
Поскольку считается, что звук имени нематериален и потому, проникая в сердце, очищает его, делая мягким и восприимчивым к духовному знанию, новичкам первоначально советуют просто отчетливо произносить имена Бога и внимательно вслушиваться в их звучание. В дальнейшем ученик должен научиться взывать к имени Бога с мольбой и видеть в нем свое единственное прибежище. На высших стадиях бхакти имена Бога становятся для повторяющего неотличимыми от Самого Бога и произнесение их приносит ему огромное блаженство.
Другой вид нама-бхаджаны – санкиртана, пение святого имени. Для этого вайшнавы собираются вместе и поют имена Бога следующим образом: сначала ведущий поет целиком маха-мантру, затем все хором ее повторяют, затем снова вступает ведущий, и т.д. При этом обычно аккомпанируют пению на мридангах (двойных глиняных барабанах) и караталах (маленьких латунных тарелочках), иногда используется индийская гармония и другие традиционные инструменты, мелодии как правило также традиционные. Во время пения вайшнавы танцуют, ибо танец считается одним из важных элементов бхакти. В Индии вайшнавами издавна, еще с времен Шри Чайтаньи, практикуются торжественные многолюдные шествия с пением маха-мантры, представляющие собой внушительное и красочное зрелище. Теперь, после распространения вайшнавизма за пределами Индии, санкиртана стала привычным явлением и в городах Запада. Шри Чайтанья и вайшнавские ачарьи считали, что поскольку имя Бога почитается практически у всех народов, всеобщее пение имен Бога может послужить в будущем почвой для объединения мировых религий, и предсказывали распространение санкиртаны по всему миру. В этом также выразился универсализм учения вайшнавов. Например, Бхактивинода Тхакур писал в одной из своих статей в журнале «Садджана-тошани»: «Есть много религий в мире. Но наивысшая религия – всеобщее пение божественных имен Верховного Господа… О, когда же придет тот день… когда все религии вольются как реки в великий океан вайшнавизма – всеобъемлющей вселенской религии? Когда же настанет тот день?» (Rupavilasa Dasa. The Seventh Gosvami. Washington, New Jaipur Press, 1989 p.251).
Живое существо (дживатман или просто джива) относят к третьей категории шакти (татастха-шакти). Тата-стха означает «стоящий на […]
Вайшнавизм - это теистическое философско-религиозное учение, главная черта которого – почитание Вишну как Верховной Личности Бога. […]
Существование мира носит циклический характер, творение и уничтожение происходит через огромные но равные временные промежутки. В периоды между проявленными фазами существует только прадхана, а живые существа покоятся во сне в теле Вишну.