bars

Повторение имени Бога. Маха-мантра Харе Кришна

Хотя у Бога множество имен (в «Махабхарате», например, есть гимн, в котором перечисляется тысяча имен Вишну), Шри Чайтанья рекомендовал для повторения именно маха-мантру, поскольку, в отличие от других мантр, для ее повторения не дается никаких правил. Маха-мантру можно повторять всегда и везде. Считается, что обращаясь к именам, из которых состоит маха-мантра, бхакта соприкасается со всей полнотой Абсолютной Истины, поскольку в имени Кришна присутствует Бхагаван, в имени Рама – все аватары, в имени Хара (одно из имен Радхи) – все шакти, поэтому нама-бхаджана является важнейшим видом преданного служения Богу. В духовной жизни вайшнавов она занимает столь же важное место как и молитвенная практика в других религиях. В этом смысле повторение маха-мантры напоминает повторение Иисусовой молитвы у православных христиан или Розария у католиков.

Индивидуальное повторение маха-мантры называется джапой. Для джапы вайшнавы отводят лучшее время суток – ранние утренние часы. Повторяют маха-мантру на четках, сделанных из священного дерева – туласи или нимбы, четки обычно держат в специальном мешочке. Чтобы повторять имена, не обязательно сидеть в одной позе, как это делают йоги, занимаясь медитацией, можно сидеть, стоять или ходить, самое важное – быть сосредоточенным на имени.

Поскольку считается, что звук имени нематериален и потому, проникая в сердце, очищает его, делая мягким и восприимчивым к духовному знанию, новичкам первоначально советуют просто отчетливо произносить имена Бога и внимательно вслушиваться в их звучание. В дальнейшем ученик должен научиться взывать к имени Бога с мольбой и видеть в нем свое единственное прибежище. На высших стадиях бхакти имена Бога становятся для повторяющего неотличимыми от Самого Бога и произнесение их приносит ему огромное блаженство.

Другой вид нама-бхаджаны – санкиртана, пение святого имени. Для этого вайшнавы собираются вместе и поют имена Бога следующим образом: сначала ведущий поет целиком маха-мантру, затем все хором ее повторяют, затем снова вступает ведущий, и т.д. При этом обычно аккомпанируют пению на мридангах (двойных глиняных барабанах) и караталах (маленьких латунных тарелочках), иногда используется  индийская гармония и другие традиционные инструменты, мелодии как правило также традиционные. Во время пения вайшнавы танцуют, ибо танец считается одним из важных элементов бхакти. В Индии вайшнавами издавна, еще с времен Шри Чайтаньи, практикуются торжественные многолюдные шествия с пением маха-мантры, представляющие собой внушительное и красочное зрелище. Теперь, после распространения вайшнавизма за пределами Индии, санкиртана стала привычным явлением и в городах Запада. Шри Чайтанья и вайшнавские ачарьи считали, что поскольку имя Бога почитается практически у всех народов, всеобщее пение имен Бога может послужить в будущем почвой для объединения мировых религий, и предсказывали распространение санкиртаны по всему миру. В этом также выразился универсализм учения вайшнавов. Например, Бхактивинода Тхакур писал в одной из своих статей в журнале «Садджана-тошани»: «Есть много религий в мире. Но наивысшая религия – всеобщее пение божественных имен Верховного Господа… О, когда же придет тот день… когда все религии вольются как реки в великий океан вайшнавизма – всеобъемлющей вселенской религии? Когда же настанет тот день?» (Rupavilasa Dasa. The Seventh Gosvami. Washington, New Jaipur Press, 1989  p.251).

Закон кармы. Самсара.

Закон кармы подразумевает действие как поступок, его этическую сторону, поскольку здесь действие атрибутируется к человеку и потому имеет ту или иную нравственную окраску.

Духовная практика

В соответствии с идеей бхакти, все, что делает человек, вставший на путь духовного совершенства, должно приближать […]

Гуру. Духовный учитель

Каждому, кто серьезно стремится к духовному совершенству, рекомендуется избрать себе в качестве наставника (гуру) одного из […]

Рассылка главных новостей храма. Ничего лишнего
© Международное oбщество Сознания Кришны (ISKCON)