bars

Закон кармы. Самсара.

Хотя живое существо постоянно стремится обрести счастье и избежать страданий, тем не менее приход и уход счастья и несчастья не зависят от его усилий предотвратить или приблизить их, а наступают как бы сами собой, подобно приходу и уходу зимы и лета. Кажется, что это происходит как бы под влиянием злого рока без всякой закономерности, совершенно произвольно. Но эта произвольность действительно лишь кажущаяся, поскольку и счастье и страдание есть ни что иное как плоды действий, совершенных дживой в прошлом. Наделяется этими плодами живое существо в соответствии с законом кармы.

Учение о карме у бенгальских вайшнавов не отличается принципиально от учений других школ теистической веданты. В широком смысле карма означает действие вообще, а в философском смысле - действие как причину, всегда порождающее другое действие, или, применительно к миру в целом, некий всеобщий принцип причинности, в соответствии с которым судьбы всех живых существ во Вселенной связаны между собой а также с их деяниями в прошлом. В соответствии с Баладевой Видьябхушаной закон кармы слеп (адришта) и безначален (анади) (Rai Bahadur Srisa Chandra Vasu, transl. The Vedanta-sutras of Badarayana with the commentary of Baladeva. New Delhi, Munshiram Manoharlal, 1979, p.3).

Закон кармы подразумевает действие как поступок, его этическую сторону, поскольку здесь действие аттрибутируется к человеку и потому имеет ту или иную нравственную окраску. Нравственная оценка поступка не произвольна, она должна соответствовать дхарме – в данном случае закону, предписывающему человеку моральные нормы поведения, а также его долг по отношению к Богу и другим существам. В зависимости от того, соответствует или не соответствует поступок дхарме, он всегда помимо непосредственного результата имеет и некий иной результат, который не проявляется сразу, а откладывается в виде «семени», вызревает и лишь впоследствии приносит «плод», который может оказаться полной неожиданностью для деятеля. Такие «плоды» прошлых деяний накладываются на непосредственные результаты поступков и могут либо усиливать их, либо полностью сводить на нет и даже приводить к противоположному результату, тем самым внося хаос в планы человека и разрушая его чаяния. Прошлые поступки – причина того, что мы называем судьбой, которая может быть «незаслуженно» «злой» или «доброй», а также любых неожиданностей, с которыми мы сталкиваемся в жизни - как счастливых, так и горьких.

С помощью кармы осуществляется высшая справедливость, и каждый получает по заслугам за совершенные поступки. Карма подразумевает, что наша жизнь не начинается с рождением и не кончается со смертью, поскольку на протяжение ее мы постоянно встречаемся с явными последствия деяний, совершенных нами до рождения на свет и вместе с тем не видим результатов многих поступков, которые мы совершили на нашей памяти. Если отвергнуть закон кармы и принять, что наша жизнь ограничивается пребыванием лишь в одном теле, в том, в котором мы теперь находимся, то придется заключить, что никакой высшей справедливости нет и нами владеет действительно один лишь слепой рок. Следовательно, необходимо признать, во-первых, что живое существо не есть тело и отлично от него, а во-вторых – что раньше оно находилось в другом теле, а после исчезновения этого тела ему предстоит отправиться в следующее, где ему уготованы плоды его нынешних деяний.

Процесс переселения дживы из тела в тело называется самсарой. Самсара («движение по кругу») – результат падения дживы в материальный мир. Обремененное кармой, живое существо постоянно меняет тела. Странствуя в этом круговороте, оно может принимать как примитивные тела, так и весьма высокороазвитые – от тела насекомого до тела полубога. Но ни самсара, ни карма не вечны, и то и другое может быть прекращено по воле дживы.

История вайшнавизма

О Вишну и вишну-бхакти в традиционной литературе. О Вишну мы узнаем еще из «Риг-веды». Здесь это […]

Энергия Абсолюта

Шакти (энергия) есть одновременно и способность Господа Кришны, оставаясь неизменным, трансформировать Себя в разнообразные формы бытия, и Он сам. В качестве аналогии приводится соотношения солнца и его лучей, которые исходят из солнца, зависят от него, но вместе с тем есть нечто отличное от светила.

Творение

Существование мира носит циклический характер, творение и уничтожение происходит через огромные но равные временные промежутки. В периоды между проявленными фазами существует только прадхана, а живые существа покоятся во сне в теле Вишну.

Рассылка главных новостей храма. Ничего лишнего
© Международное oбщество Сознания Кришны (ISKCON)