bars

История вайшнавизма

О Вишну и вишну-бхакти в традиционной литературе. О Вишну мы узнаем еще из «Риг-веды». Здесь это имя встречается значительно реже, чем такие имена как Индра, Агни и Варуна. Однако Вишну «Риг-веды» - это «зародыш риты (мирового закона)» (Kapoor O.B.L. The Philosophy and Religion of Sri Caitanya. Munshiram Manoharlal Publishers. New Delhi, 1976, p.1), «тот, кто покрывает Вселенную шагами» (там же). В «Вишну-сукте», одном из гимнов «Риг-веды», говорится о высшей обители Вишну как о высочайшей (там же). Вишну «Риг-веды» – хранитель Вселенной, поддерживающий и оберегающий ее законы. В «Шатапатха-брахмане» Вишну предстает персонифицированным жертвоприношением (там же). Знаменитый гимн «Пуруша-сукта» описывает Вишну как вселенское сверхсущество (там же).

В Ведах мы находим тексты, свидетельствующие о монотеистических тенденциях. Так, например, в «Риг-веде» сказано: «Есть лишь одна реальность, которую мудрецы называют разными именами: Агни, Яма, Матаришва» (там же, p.2). Здесь же мы впервые встречаем понятие шраддха (вера). В «Сама-веде» шраддха описывается как мать всякого ритуала (там же). Это очень важно, поскольку позже, в сочинениях вайшнавов, шраддха отождествляется с первой ступенью бхакти, а бхакти подразумевает глубокую твердую веру в единый избранный объект поклонения.

В «Махабхарате» мы встречаемся с вайшнавизмом в ясно выраженной форме. Частью «Махабхараты» является «Бхагавад-гита» («Песнь Бога»), которая по своему значению приравнивается к Упанишадам и считается дним из главных священных ведических текстов, признаваемым всеми традиционными религиозно-философскими школами Индии. В Бхагавад-гите (15.18, 18.55)  Кришна предстает как Верховная Личность (пурушоттама), познать которую можно посредством бхакти (Бхактиведанта Свами Прабхупада А.Ч. Бхагавад-гита как она есть. М., Бхактиведанта Бук Траст, 1992 с. 693, 788).

Наиболее ярко и развернуто вайшнавизм представлен в Пуранах - в «Вишну-пуране», «Падма-пуране» и особенно в «Бхагавата-пуране». «Бхагавата-пурана» наряду с «Махабхаратой» и «Рамаяной», вместе с которыми ее относят к величайшим эпическим произведениям Индии, до сих пор является одним из наиболее популярных и читаемых традиционных текстов. В этом прозведении наряду с описанием деяний Кришны, а также текстами, имеющими философское и теологическое значение, содержится множество рассказов о том, как в разные времена мудрецы и святые достигали духовного совершенства путем бхакти.

Вайшнавизм в древности и в средние века. Среди исследователей существуют различные мнения о том, когда и как возник вайшнавизм и какую роль он играл в древнем индийском обществе (сама вайшнавская традиция относит свое происхождение к доисторическим временам). По мнению Г.М. Бонгард-Левина и Г.Ф. Ильина, вайшнавизм был основным религиозным течением в Индии уже в середине первого тысячелетия до н.э., в период Маурьев и Шунгов (Бонгард-Левин Г.М., Ильин. Г.Ф. Индия в древности. М., «Наука», 1985, с. 371).  О храмах Рамы и Кешавы говорится в «Махабхашье» Патанджали (там же). Античный автор Мегасфен рассказывает о том, что индийцы поклоняются могущественному божеству, которое он называет Гераклом. Многие исследователи считают, что Мегасфен имеет в виду Кришну, поскольку по его словам, Геракла особено почитают в Матхуре, в городе, который издавна связан с поклонением Кришне (там же, с.372-373) Г.М. Бонгард-Левин и Г.Ф. Ильин приводят текст знаменитой Беснагарской надпии Гелиодора, появившейся не позже II в. до н.э.: «Эта колонна Гаруды, принадлежавшая Васудеве (Кришне), Богу богов, была воздвигнута Гелиодором Бхагаватой, сыном Диона и жителем Таксилы, прибывшем в качестве посла от великого греческого царя Антиалкида к царю Каушипутре Бхагабхадре Избавителю, находящемуся в благоденствии на четырнадцатом году его царствования» (там же, с.373). Интересно, что грек Гелиодор называет себя здесь бхагаватой, т.е. почитателем Бхагавана (Кришны). Сильное влияние вайшнавизма обнаруживается также во времена Гупт. Интересно, что правители этой династии называли себя парама-бхагаватами (Kapoor O.B.L. The Philosophy and Religion of Sri Caitanya. Munshiram Manoharlal Publishers. New Delhi, 1976, p.5),

С падением Гуптов культ Вишну перемещается на юг Индии. Здесь, начиная с V-VI вв. н.э., большую популярность приобретают гимны альваров – вдохновенных поэтов-вайшнавов, подвижников и религиозных учителей. Традиция насчитывает двенадцать альваров. Учение, которое они проповедовали, отличалось терпимостью и было доступным для людей разного социального положения, что весьма примечательно, особенно если учесть строгость кастового общества Индии того времени. Альвары считали, что единственным качеством человека, делающим его достойным достижения духовного совершенства, является преданность Богу. Из биографий альваров мы узнаем, что Кулашекхара был царем, Тирупанна – бедняком, а Тондарадипподи – отверженным грешником. Среди альваров была даже женщина по имени Андал. Из произведений альваров был составлен грандиозный свод под названием «Прабандхам», насчитывавший более четырех тысяч гимнов. «Прабандхам» был настолько популярен и пользовался таким авторитетом, что его называли «Вайшнава-ведой». Период альваров сменился периодом ачарьев – учителей, крупнейшим из которых был Натхамуни. Ачарьи начали разработку философско-теологической доктрины, которая должна была дополнить религиозные гимны альваров. Труды ачарьев послужили фундаментом для создания в XI-XIII вв. таких развитых систем индийской мысли, как вишишта-адвайта Рамануджи и двайта Мадхвы. В эту эпоху вайшнавизм, наряду с шайвизмом (шиваизмом), утверждается как одно из главных направлений религии Индии. Известность и популярность приобретают религиозные центры вайшнавов – Шри Рангам, Тирупати, Удупи и Джаганнатха Пури. Начинается подъем религиозного-реформаторского движения, которое принято называть движением бхакти.

Хотя слово бхакти с давних пор использовалось в традиционной литературе для обозначения служения Богу в духе любви и преданности (в Бхагавад-гите, например, бхакти – главный из путей, ведущих к духовному совершенству), тем не менее, как массовая форма религиозной жизни бхакти получает  распространение в эпоху позднего средневековья. В XV-XVI вв. движение бхакти достигает своего апогея. Влияние его было настолько велико, что оно наложило неизгладимый отпечаток на всю последующую историю Индии. По силе (но не по сути) воздействия, которое движение бхакти оказало на религиозную и культурную жизнь Индии его можно сравнить быть может лишь с Реформацией в Европе. Хотя можно говорить и о шайвистском бхакти, тем не менее, главным образом движение бхакти было именно движением вайшнавов. Крупнейшей ветвью вайшнава-бхакти, получившей наибольшее распространение в Восточной Индии – Бенгалии, Ориссе и Ассаме, стало движение, которое возглавил Шри Чайтанья.

Духовная практика

В соответствии с идеей бхакти, все, что делает человек, вставший на путь духовного совершенства, должно приближать […]

Учение о незаинтересованном деянии. Мокша.

Освобождение (мокша) – важнейшее понятие индийской духовной культуры, означающее избавление дживы от власти майи и от […]

Творение

Существование мира носит циклический характер, творение и уничтожение происходит через огромные но равные временные промежутки. В периоды между проявленными фазами существует только прадхана, а живые существа покоятся во сне в теле Вишну.

Рассылка главных новостей храма. Ничего лишнего
© Международное oбщество Сознания Кришны (ISKCON)