bars

Традиция: парампара и сампрадая

Важнейшее условие существования религиозной традиции -  тот механизм, посредством которого передается духовное знание и обеспечивается его сохранность. Таким механизмом в вайшнавской традиции является духовная преемственность - парамапара.

Парампара (букв. «от одного к другому») – развертка традиции во времени. Это цепочка, идущая из глубины веков, звеньями которой служат жившие один после другого религиозные учители. Каждый последующий в этой цепи был учеником предыдущего, таким образом, через связь учитель–ученик и передавалось знание. О значении парампары говорится в «Бхагавад-гите» (4.2): «так обретенное через парампару это (знание) постигли святые цари» (Бхактиведанта Свами Прабхупада А.Ч. Бхагавад-гита как она есть. М., Бхактиведанта Бук Траст, 1992 с. 213). Эта система позволяет сохранять изначальное понимание священных текстов, несмотря на огромные промежутки времени, отделяющие нас от их возникновения. Парампара обеспечивает диахронное единство традиции, а также ее «вневременность» относительно постоянно меняющейся ситуации внешнего мира. Для того, чтобы исключить возможность искажений, необходимо, чтобы все звенья парампары, т.е. носители и передатчики знания, обладали духовным совершенством и возвышенными моральными качествами.

Другое важное понятие, имеющее отношение к традиции и охватывающее ее в диахронно-синхронном единстве – сампрадая. Сампрадая - это совокупность учения, культа и духовных практик, имеющих один исток, а также их носителей. Сампрадая есть единство этих элементов, вобравшее в себя всю прошлую традицию и представляющее ее в настоящем. В понятие сампрадаи входит ее соотнесенность с другими религиозными и философскими школами. а также способность, оставаясь «вне времени», всегда быть живым источником духовного знания и прибежищем для взыскующих Истины.

Четыре школы вайшнавизма.

Вайшнавская сампрадая как духовная преемственность должна иметь своего основателя, а также мула-ачарью - автора доктрины, разработанной в соответствии с принципами веданты (одного из шести главных направлений индийской мысли, в основе которого лежит учение Упанишад, «Веданта-сутры» и «Гиты»). Существует четыре вайшнавских сампрадаи, отвечающих этим требованиям – Шри-сампрадая, Брахма-сампрадая, Рудра-сампрадая и Кумара-сампрадая. Названия сампрадай содержат имена сверхъестественных существ, которые традиция считает их основателями. Первая носит имя богини Шри (Лакшми), вторая – Брахмы, третья – Рудры (Шивы), четвертая – братьев-мудрецов Кумаров. Сампрадаи также называют по именам мула-ачарьев (соответственно, Рамануджа-сампрадая, Мадхва-сампрадая, Вишнусвами-сампрадая и Нимбарка-сампрадая). Хотя эти школы сходятся в своих главных положениях, и хотя каждая из них признает аутентичность других, у них имеется ряд разногласий по доктринальным вопросам, кроме того, есть различия в обрядовой и молитвенной практике. Однако во всех сампрадаях единым изначальным Богом признается Вишну (Кришна), а путем, ведущим к Богу – бхакти.

Бенгальский вайшнавизм и Мадхва-сампрадая. Общество сознания Кришны.

Поскольку бенгальский вайшнавизм относится к школе, основателем которой является Брахма, а мула-ачарьем - Мадхва, ее полное название – Брахма-мадхва-гаудия-сампрадая ( гаудия – от Гауда – старого названия Бенгалии), или просто Гаудия-сампрадая. Основатель Гаудия-сампрадаи Шри Чайтанья, сохранив основные положения учения Мадхвы, развил некоторые важнейшие его аспекты и придал им особенное звучание, что способствовало огромному успеху Его учения и быстрому распространению основанного Им движения в Индии. Важнейший вклад Шри Чайтаньи в вайшнавскую теологию – собственно кришнаизм, т.е признание Кришны верховной ипостасью Бога, учение неостижимом единстве и различии (ачинтья-бхеда-абхеда-вада), учение о расах («вкусах» взамоотношений с Богом); в культовую практику – поклонение Божественной чете (Радхе и Кришне); всеобщее пение имен Бога (санкиртана); в социальную практику – проповедь равенства людей перед Богом, массовые празднества и пиры.

Преемником движения Шри Чайтаньи является Общество (движение) сознания Кришны. Несмотря на вполне современную организационную структуру, оно между тем сохранило все черты движения Шри Чайтаньи и благодаря этому органично связано с общим древом Брахма-мадхва-гаудия-сампрадаи, ветвью которого оно является. Общество сознания Кришны сочетает главные элементы вайшнавизма, включая теологию, философию, обрядность, духовную практику и этикет. Конечно, для того, чтобы традиция, пришедшая из Индии, могла существовать на новой для нее западной почве, потребовались и некоторые нововведения, однако это не затронуло самой ее сути.

Учение о ценностях

Для того, чтобы перейти непосредственно к анализу понятия бхакти, центрального и ключевого понятия в учении бенгальских […]

Шри Чайтанья и Его последователи

Шри Чайтанья  родился в 1486 г. в Навадвипе (Западная Бенгалия) в семье образованного брахмана, который позаботился […]

Прасадам. Пища, с любовью предложенная Господу

Важный элемент духовной практики – приготовление пищи для Бога. Такую пищу, которая была приготовлена для Кришны, […]

Рассылка главных новостей храма. Ничего лишнего
© Международное oбщество Сознания Кришны (ISKCON)