bars

Бхактивинода Тхакур. Возрождение движения Шри Чайтаньи

Упадок движения в 18-19 вв.

Начиная с середины 18 в. движение начинает затухать. Отчасти это происходит из-за раскольнических тенденций, которые начинают проявлять последователи некоторых мистических культов, которые благодаря проповеди социального равенства присоединились к движению, но не отказались вполне от своих магических и оргиастических практик. Возникает множество разнообразных толков, в которых первоначальное учение Шри Чайтаньи предстает в сильно измененном виде. Участники этих новообразованных групп отказываются от строгих моральных норм, принятых в движении Чайтаньи. Такие группы – неда, баула, дарбеша, гауранга-нагари и др. получили общее название сахаджия. С другой стороны, под влиянием брахманской ортодоксии, которая с самого начала была недовольна свободным отношением последователей Шри Чайтаньи к кастовым запретам, но вместе с тем благодаря многочисленности и популярности движения была бессильна открыто воспрепятствовать этому, в среде вайшнавов тоже начинают образовываться своего рода касты. Так появляются джати-госаи – «потомственные» вайшнавы,  ведущие свой род от кого-либо из крупных духовных авторитетов прошлого, владеющие храмами и передающие по наследству право служения в них. Такая «кастовость» полностью противоречит универсалистскому характеру первоначального движения. В результате всех этих брожений к середине 19 века остается совсем немного тех, кто по-прежнему сохраняет верность традиции Шри чайтаньи и продолжает следовать Его заповедям. Такие верные последователи почти не занимаются проповеднической деятельностью и как правило ведут уединенный образ жизни.

Новый подъем в конце 19 – начале 20 в.

Бхактивинода Тхакур. Возрождение движения Шри Чайтаньи начинается во второй половине 19 века. Его связывают с именем выдающегося мыслителя, поэта и проповедника Бхактивиноды Тхакура (1838-1914).

Бхактивинода Тхакур, происходивший из богатой бенгальской семьи, сочетал в себе традиционную образованность и воспитание с прекрасным знанием европейской культуры. Наряду с санскритом и родным бенгали он свободно владел другими индийскими языками -  хинди, ория и урду, а также персидским и английским. После окончания Калькуттского университета Бхактивинода служит на различных должностях в английской колониальной администрации. Уже в зрелом возрасте, под влиянием своего деда, он начинает испытывать интерес к учению Шри Чайтаньи. Открыв для себя эту область духовной жизни, Бхактивинода становится вайшнавом и начинает обстоятельно  изучать традиционную священную литературу. Видя, в каком упадке находится двжение вайшнавов, Он ставить себе цель возродить его, дабы выполнить миссию Шри Чайтаньи.  Для этого Бхактивинода  начинает активную проповедническую деятельность. Он впервые издает типографским способом многие древние и средневековые тексты. Начинают выходить вайшнавские журналы. Благодаря активной деятельности Бхактивиноды возобновляется проповедь в городах и деревнях Бенгалии и Ориссы. Вместе с единомышленниками он организует «Вишва-вайшнава-раджа-сабху» – «Сообщество всех вайшнавов». Бхактивинода Тхакур пишет книги по вайшнавской философии не только на санскрите и бенгали, но и на английском, что способствует росту популярности вайшнавизма. Это привлекает внимание образованных кругов Индии и даже англичан. Дом  Бхактивиноды в Навадвипе и храм, который он основал неподалеку, в месте рождения Шри Чайтаньи, становятся местом паломничества. В преклонном возрасте Бхактивинода Тхакур удаляется от дел и ведет отрешенную жизнь подвижника.

Шри Чайтанья и Его последователи

Шри Чайтанья  родился в 1486 г. в Навадвипе (Западная Бенгалия) в семье образованного брахмана, который позаботился […]

Бхактиведанта Свами Прабхупада. Общество сознания Кришны

Бхактиведанта Свами Прабхупада (Шрила Прабхупада) родился в Калькутте в 1896 г. Его родители были вайшнавами. В […]

Традиция: парампара и сампрадая

Важнейшее условие существования религиозной традиции -  тот механизм, посредством которого передается духовное знание и обеспечивается его […]

Рассылка главных новостей храма. Ничего лишнего
© Международное oбщество Сознания Кришны (ISKCON)