bars

Препятствия на духовном пути и их причины

Скверна в сердце проявляется в виде равнодушия к святому имени Бога, общению с вайшнавами и изучению священных писаний. Великий ученый-вайшнав Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур говорит, что существует четыре вида скверны, или нежелательных качеств, которые мешают развитию бхакти, любви к Богу. Скверна на санскрите называется анартха, ианартхи разделены на четыре типа согласно причине их возникновения: 1) возникшие в результате прошлой греховной деятельности; 2) возникшие в результате прошлых благочестивых поступков; 3) являющиеся результатом оскорблений в процессе преданного служения и 4) возникающие при неправильном исполнении преданного служения.

1. Анартхи, причиной которых является прошлая греховная деятельность, проявляются в пяти формах: а) как невежество; б) как ложное эго; в) как привязанность к наслаждению; г) как ненависть ко всему, что препятствует наслаждению и д) как страх смерти.

2. Анартхи, являющиеся следствием прошлой благочестивой деятельности, проявляются в виде желания наслаждаться результатом вышеупомянутой деятельности и стремления к освобождению. Некоторые мудрецы причисляютанартхи, порожденные благочестивой деятельностью, к категории невежества, поскольку стремление к наслаждениям и освобождению лишает человека бхакти (преданности Богу), а следовательно продлевает срок заточения души в материальном мире.

3. Самый опасный вид анартх – это анартхи, появляющиеся из-за оскорблений. Существуют три вида оскорблений: оскорбления в процессе храмового поклонения, оскорбления святого имени Бога и оскорбления других людей. Самым страшным из всех оскорблений является оскорбление другого вайшнава. Вайшнава-апарадха – оскорбление вайшнава, сравнивается с бешеным слоном, который, забираясь в ухоженный сад бхакти (любви к Богу), вытаптывает там все растения (лианы бхакти). Вот что пишет об этом Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур:

"Критика преданных (садху-нинда, санскр.) стоит первым в списке десяти оскорблений свтого имени. Слово нинда означает враждебность или злоба. Если человек случайно совершает это оскорбление, он должен чувствовать раскаяние и говорить себе: "Как низко я пал! Как посмел я оскорблить святого?". Он должен искупить вину, припав к лотосным стопам оскорбленного им вайшнава, и молить его о прощении.

"Человек не должен пытаться оправдать себя, цитируя слова из "Падма-пураны", где говорится: "Чтобы очиститься от оскорбления, достаточно просто повторять святое имя Бога". Человек не должен думать: "Зачем мне унижаться перед тем, кого я оскорбил и вымаливать у него прощение?". Рассуждая подобным образом, человек совершает новое оскорбление.

"Не следует также думать, что тяжесть оскорбления зависит от духовного уровня вайшнава и учитывается только по отношению к святым, наделенными всеми благими качествами преданного. Об этих качествах говорится в одиннадцатой песне "Шримад-Бхагаватам": "О Уддхава, святой преданный сострадателен и никогда не причиняет вреда другим. Даже если его оскорбляют или бьют, он сохраняет терпение и умение прощать. Духовную силу и смысл своей жизни он черпает в Абсолютной Истине. Он свободен от зависти и ненависти, и его ум невозмутим как в счастье, так и в горе. Наделенный всеми этими качествами, он трудится на благо всех живых существ".

"Оскорбитель не способен преуменьшить тяжесть своего оскорбления, выискивая в оскорбленном им вайшнаве какие-либо недостатки. В "Падма-пуране" есть такое указание: "Человека, который стремится предаться Господу, даже если он обладает скверным характером, склонен обманывать других, незнаком с правилами приличия, полон мирских желаний и не очищен ведическими обрядами, следует все равно считать святым (садху)". Любого преданного, даже если иногда он совершает ошибки, нужно почитать как садху.

"Если человек оскорбил маха-бхагавату ("возвышенного вайшнава"), который вследствие своей возвышенной природы не посчитал его действия за оскорбление, оскорбитель все равно должен припасть к его стопам и искать случая услужить ему, чтобы очиститься от своего оскорбления. Вайшнав может простить любые оскорбления, но пыль с его лотосных стоп никогда не прощает их и заставляет виновного в оскорблении страдать за свой поступок. Ибо сказано: "Те, кто совершает зло по отношению к возвышенным святым душам, без сомнения будут наказаны пылью с их лотосных стоп". ("Шримад-Бхагаватам" 4.4.13)

Следующая классификация оскорблений называется оскорбления святого имени Господа. Таких оскорблений насчитывается десять: 1) враждебно относиться к вайшнавам, духовному учителю и другим людям; 2) считать, что у каждого народа свой Бог; 3) не повиноваться указаниям истинного духовного учителя; 4) критиковать авторитетные священные писания и/или выдумывать свою религию; 5) глумиться над святым именем Бога, считая выдумкой все, что о нем сказано в священных книгах; 6) выдумывать свои толкования святого имени Господа; 7) совершать грехи, рассчитывая искупить их с помощью святого имени Господа (одно из самых ужасных оскорблений); 8) приравнивать повторение святого имени к мирскому благочестию (принесение жертв, аскетические подвиги, занятия йогой, изучение Вед, соблюдение заповедей ведического социума и служение гостям – все эти благоприятные действия не могут даже сравниться с повторением святого имени Господа); 9) рассказывать о славе святого имени тем, кто враждебно настроен по отношению к Богу; 10) идти против зова своего сердца и пренебрегать духовной жизнью, даже осознав ее важность.

В процессе поклонения Богу в храме следует избегать следующего. 1) Нельзя въезжать в храм на машине, вносить кого-либо в паланкине или входить в храм в обуви; 2) не следует пропускать праздники, устраиваемые ради удовольтсвия Верховной Личности Бога: Джанмаштами, Ратха-ятру и др; 3) нельзя забывать кланяться Божеству; 4) нельзя входить в храм Господа, не омыв руки и стопы после еды; 5) нельзя входить в храм в оскверненном состоянии (например, сразу после смерти родственника); 6) нельзя кланяться на одну руку; 7) нельзя обходить храм против часовой стрелки; 8) нельзя вытягивать ноги перед Божеством; 9) нельзя сидеть перед Божеством, обхватив лодыжки, колени или локти руками; 10) нельзя лежать перед изваянием Кришны; 11) нельзя принимать прасад перед Божеством; 12) перед Божеством нельзя лгать; 13) перед Божеством нельзя говорить громким голосом; 14) перед Божеством не следует разговаривать с кем-либо; 15) перед Божеством нельзя плакать или выть; 16) нельзя ссориться или драться перед Божеством; 17) нельзя никого отчитывать перед Божеством; 18) не следует раздавать милостыню нищим перед Божеством; 19) нельзя грубо разговаривать с кем-либо перед Божеством; 20) нельзя появляться перед Божеством в меховой накидке; 21) перед Божеством не следует никого хвалить или превозносить; 22) перед Божеством нельзя сквернословить; 23) перед Божеством нельзя испускать газы; 24) не следует устанавливать уровень поклонения Господу ниже, чем это позволяют средства; 25) нельзя есть ничего, что сначала не было предложено Кришне; 26) не следует забывать предлагать Кришне свежие фрукты и злаки по сезону; 27) нельзя предлагать пищу кому-либо до того, как ее предложат Божеству; 28) нельзя сидеть спиной к Божеству; 29) не следует кланяться духовному учителю молча; 30) не следует упускать возможности вознести хвалу духовному учителю в его присутствии; 31) не следует хвалить себя в присутствии духовного учителя; 32) не следует высмеивать полубогов перед Божеством.

Помимо этих правил существуют и другие. В "Вараха-пуране" приводится список еще двадцати девяти правил для тех, кто служит в храме на алтаре: 1) нельзя касаться Божества в темной комнате; 2) нельзя нарушать правила и предписания в поклонении Божеству; 3) не следует беззвучно входить в храм Господа; 4) нельзя предлагать Божеству пищу, на которую взглянула собака или другое низшее животное; 5) нельзя нарушать молчание во время поклонения; 6) в процессе поклонения нельзя ходить по малой или большой нужде; 7) не следует предлагать благовония, не предложив цветок; 8) нельзя предлагать цветы без запаха; 9) не следует забывать тщательным образом ежедневно чистить зубы; 10) нельзя входить в храм сразу после полового сношения; 11) не следует касаться женщины в ее критические дни; 12) нельзя входить в храм после прикосновения к трупу; 13) не следует входить в храм в одежде красного или синего цветов или в нестиранной одежде; 14) не следует входить в храм после того, как видел мертвеца; 15) нельзя испускать газы в храме; 16) не следует позволять себе гневаться в храме; 17) нельзя входить в храм после посещения крематория; 18) нельзя отрыгивать перед Божеством (таким образом, не переварив полностью пищу, человек не должен служить на алтаре); 19) нельзя курить марихуану; 20) нельзя употреблять опиум или аналогичные наркотические средства; 21) человек не должен входить в алтарное помещение или касаться Божества, если его тело умащено ароматическими маслами; 22) недопустимо выказывать неуважение к писанию, в котором говорится о верховной власти Господа; 23) не следует вводить в обиход писания, которые противоречат этому; 24) нельзя жевать орехи бетеля перед Божеством; 25) нельзя предлагать цветок, который стоял в нечистом горшке; 26) нельзя поклоняться Господу, сидя на голом полу (нужно использовать подстилку для сидения или ковер); 27) нельзя касаться Божества, не завершив полностью омовения; 28( не следует украшать лоб трехлинейным тилаком; 29) не следует входить в храм, не омыв руки и стопы.

Оскорбления, совершенные при поклонении Божеству, могут быть нейтрализованы повторением святого имени Бога. Однако, если эти оскорбления совершаются умышленно, то они превращаются в седьмое оскорбление имени Бога – "совершать грех, полагаясь на очистительную силу святого Имени". Таких оскорблений следует избегать, поскольку они являются источником скверны, скапливающейся в сердце.

4. Четвертый вид скверны – это анартхи, возникающие в процессе преданного служения. Подобно тому, как рядом с посаженным в землю культурным растением вырастают сорняки, так и вместе с преданным служением к человеку приходят материальное процветание, почет, признание, добрая слава и т.д. Укоренившись в сердце человека, эти сорняки могут одолеть его, заслонив собой нежный росток бхакти (преданной любви к Богу).

Харе Кришна Маха-мантра - объяснение ачарьев

Здесь объясняется смысл слов маха-мантры и вкратце рассказывается об эффекте ее повторения

Карма и здоровье

Викарма (запрещенная писаниями деятельность) ведет к безбожию, а утрата веры в Бога, в соответствии с Чарака […]

Освобождение от порока и достижение стабильности на духовном пути

С достижением стабильности в практике преданного служения (регулярного повторения святого имени Кришны, чтения священных писаний и […]

Рассылка главных новостей храма. Ничего лишнего
© Международное oбщество Сознания Кришны (ISKCON)