bars

Святые имена в Сатья, Трета, Двапара и Кали Юги

Маха-мантра для сатья-юги, трета-юги, двапара-юги отличается от маха-мантры, предназначенной для кали-юги.

из «Шри Кришна-самхиты» Шрилы Тхакура Бхактивиноды
и лекции Шрилы Индрадьюмны Свами (18.03.99 Сочи)

До явления Господа Чайтаньи большинство вайшнавов поклонялись четырехрукой форме Господа, Нарайане. Откуда мы это знаем? Потому что маха-мантра для сатья-юги, трета-юги, двапара-юги отличается от маха-мантры, предназначенной для кали-юги. Конечно же всегда были преданные, которым был известен самый легкий и возвышенный путь обретения сознания Бога, т.е. путем воспевания святых имен. Им не так уж хотелось заниматься долгой медитацией в сатья-югу, им не хотелось посвящать себя длительному процессу огненных жертвоприношений в трета-югу. Они не хотели тратить время на пуджу – поклонение Божествам, они хотели воспользоваться каким-то более простым и эффективным способом. И на их счастье они знали, что благодаря повторению святых имен Господа, они могли достичь высшего предназначения в любую эпоху.
Составители священных писаний прошлого установили соответствующие святые имена для освобождения в разные эпохи, проанализировав стадии продвижения людей. Святые имена, дающие освобождение в сатья-югу следующие:

нарайна-пара-веда нарайана-паракшарах
нарайана-пара муктир нарайана-пара гатих

Такую мантру повторяли на четках, на джапа-мале. Смысл этого стиха в том, что Господь Нарайана является целью всей науки, языка и освобождения, а также Он – верховное предназначение. Имя «Нарайана» происходит от смешения Абсолютной Истины с богатством. Верховный Господь полностью реализован в форме Нарайны, которому предались Его спутники на Вайкунтхе. В сатья-югу это чистая шанта-раса и немного дасйа-расы. Но из этой мантры можно понять, что эти преданные поклонялись не Кришне, а Нарайане. И они отправлялись на Вайкунтху. Ашварья-бхава – чувство благоговения перед грандиозными достояниями Господа, которое они испытывают.

рама нарайананта мукунда мадхусудана
кришна кешава камшаре харе вайкунтха вамана

Эти святые имена дают освобождение в трета-югу. Имена в этом тексте указывают на доблесть Нарайны. На этой стадии присутствует полная дасйа-раса и отблеск сакхйа-расы. Здесь упоминается имя Кришны, но в умонастроении дасй - служения. Харе вайкунтха вамана – преданные хотели отправиться на Вайкунтху.

харе мураре мадху-каитабхаре
гопала  говинда мукунда шауре
ягьеша нарайана кришна вишно
вирашрайам мам джагадиша ракша

Эти святые имена дают освобождение в двапара-югу. Имена в этой шлоке относятся к Кришне, который дает прибежище тем, кто его не имеет. В это век проявлены шанта, дасйа, сакхйа и ватсалья-расы. Здесь тоже упоминаются разные имена Бога, но умонастроение такое, что вирашрайам мам джагадиша ракша – Вишну, пожалуйста, защити меня! Кроме Тебя у меня нет иного прибежища!

Но Чайтанья Махапрабху для кали-юги дал уникальную мантру

харе кришна харе кришна кришна кришна харе харе
харе рама харе рама рама рама харе харе

Это в высшей степени сладостные имена Господа. В этой мантре нет мольбы. Источник всех рас смешанный с любовью находится в этой мантре. Здесь не упоминаются доблесть или даруемое освобождение. Эти имена показывают только, что душа имеет неописуемую привязанность к Сверхдуше нитью любви. Эти имена, это мантра для тех, кто находится на пути мадхурья-расы. Неизменное размышление об этих именах это лучшая форма поклонения Господу. Вся духовная деятельность подобных лебедям святых, такая как поклонение Божеству, следование обетам и изучение священных писаний находится в этих святых именах. И для чтения этой мантры не имеют значения время, место и кандидат на чтение.

Перевод ее такой: «О мой дорогой Господь, о внутренняя энергия Господа Шримати Радхарани, позволь мне преданно служить Тебе»

А где служат Радхе и Кришне? Можно обыскать все планеты Вайкунтхи, но там вы не найдете Радха-Кришны, вы найдете только Лакшми-Нарайану. А что сделали гопи, увидев Нарайану? Они искали Кришну, когда Он сбежал посреди танца раса и прятался за кустами, искал Радхарани и подумал, что пошутит над гопи. Он встал и проявил Свою форму Нарайаны. Гопи увидели эту форму и это их едва ли заинтересовало. Они спросили Нарайану – «А Ты не скажешь, где наш Шьямасундара, это прекрасный мальчик пастушок? С флейтой, рожком, со Своим посохом. Где этот очаровательный пастушок Кришна?» Нарайана показал четырьмя руками в разные стороны – «Он пошел туда». Гопи конечно же почтительно относились к Господу Нарайане, но поскольку они полностью находились под влиянием Йогамайи, которая существует в духовной мире, они всего-навсего хотели увидеть своего возлюбленного Кришну. И вот можете обойти все планеты Вайкунтхи и там вы не найдете Радхи и Кришны. Они находится в одном единственном месте – Шри Вриндавана Дхаме. Гаудия Вайшнавы хотят отправиться во Вриндаван. Не смотря на то, что они поклоняются Божествам, как на Вайкунтхе, все-таки они просят у этих Божеств благословения отправиться на Голоку.

Как, например, мы в нашем движении поклоняемся Господу Нрисимхадеву. И как правило мы поклоняемся Ему для того, чтобы Он защитил нас от демонов. Чтобы защитить нас в проповеди Сознания Кришны и удовлетворения желания Шри Чайтаньи Махапрабху. Но есть более глубокая причина, почему мы поклоняемся Нрисимхадеву. И ее объясняет Бхактивинода Тхакур. Он возносит молитвы Господу Нрисимхе и он поклонялся мурти Лакшми Нарасимхадевы вместе с Божеством Гаура Гададхара. Он поклонялся не Гаура Нитай, а Гаура Гададхаре. Потому что Гададхара это Шримати Радхарани. Это глубокая эзотерическая тема. Но еще он поклонялся Лакшми Нарасимхе. И в одном из своих стихотворений он предлагает следующую молитву: «Мой дорогой Гоподь Нарасимха, Ты обладаешь чрезвычайным могуществом. Пожалуйста, вырви из моего сердца материальные желания, чтобы я мог обрести чистую бхакти – чистую любовь к Радхе и Кришне. Потому что семя бхакти не сможет прорасти в земле, покрытой сорняками. Сорняки задушат нежный росток бхакти». Поэтому он, предлагая молитвы, просит: «Пожалуйста, вырви материальные желания, чтобы мое самое сокровенное желание – служить Радхе и Кришне, проявилось бы в моем сердце» В этом состоит более глубокое понимание поклонения Нрисимхадеву. Чайтанья Махапрабху открыл нам чувства, которые испытывают жители Вриндавана. Они поклоняются Кришне, как другу, как маленькому мальчику, как возлюбленному. В действительности Кришна гораздо привлекательнее, чем любое Божество с Вайкунтхи. В «Бхакти расамриту синдху» Рупа Госвами говорит, что Кришна обладает четырьмя качествами, которые даже не проявляются у Его экспансий Нарайаны:

- Он являет разнообразные чудесные игры (особенно в детстве);
- всегда окружен преданными, питающими необыкновенную любовь к Богу;
- Своей игрой на флейте способен привлекать всех живых существ во всех вселенных;
- обладает необыкновенной красотой, с которой не может сравниться ничто во всем творении.

Итак, Кришна это наш господин и повелитель. Махапрабху дал нам этот простой и удивительный метод воспевания святых имен, благодаря которому каждый может достичь любви к Богу. И для того, чтобы у нас не пропадала надежда, Господь Чайтанья давал освобождение даже животным. И уж если тигры, медведи, обезьяны, змеи и бабочки смогли обрести сознание Бога повторяя маха-мантру, тогда и мы, конечно, тоже сможем обрести сознание Бога. Но нам нужно постараться изо всех сил. Говориться, что этот метод очень простой и возвышенный, но это не дешевка. Все очень просто, но не имитация, не дешевка, так как нужно следовать всем основным правилам. Это повторение 16 кругов ежедневно, следование четырем регулирующим принципам, вкушение прасада, изучение Бхагавад-гиты и жизнь в общении с преданными. Если мы будем следовать этому простому процессу и вести подобный образ жизни, то мы станем такими же, как бабочки и пчелы в лесу Джхарикханда. Мы тоже сможем вернуться назад домой назад к Богу.

Господь - это высшая власть. Он пришел в этот мир для того, чтобы позволить нам услышать трансцендентный звук. Так давайте же будем слушать этот трансцендентный звук, для того чтобы пробудиться в духовной жизни, вести духовную жизнь и вернуться назад домой назад к Богу на Голоку Вриндавану.

Транскрибирование, перевод и редактура: Капишников Евгений

Гуны

Слово гуна в переводе с санскрита значит «качество». Также одним из значений этого слова является «веревка». […]

Психология духовного развития на первых шагах

Смысл духовной практики вайшнавов – избавить человека от страха смерти и вывести его на путь к вечной жизни в служении Верховному Господу.

Основы духовной практики вайшнавов

Здесь содержится подробный научный анализ начальных ступеней бхакти - практики преданного служения Кришне (Богу).

Рассылка главных новостей храма. Ничего лишнего
© Международное oбщество Сознания Кришны (ISKCON)