Повторение святого имени Бога (в вайшнавской традиции в виде маха-мантры Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна […]
С достижением стабильности в практике преданного служения (регулярного повторения святого имени Кришны, чтения священных писаний и общения с другими вайшнавами) происходит уничтожение нежелательных качеств. Когда появляется подлинная привязанность к облику Господа, Его качествам и Его вечным играм, и когда эта привязанность наполняет сердце человека духовным блаженством (бхава), говорят о всеобщем уничтожении скверны.
Уничтожение скверны в сердце проходит пять этапов, соответствующих уровню духовного развития вайшнава. 1) первичное уничтожение; 2) массивное уничтожение; 3) всеобщее уничтожение; 4) полное уничтожение и 5) абсолютное уничтожение.
На начальной стадии преданного служения (пути вайшнава) происходит лишь частичное или поверхностное уничтожение анартх, скверны в сердце. В пример приводится сгоревший город или разорванная ткань. Услышав о том, что какой-то город сгорел, мы все-таки понимаем, что его строения до сих пор существуют. Также, если ткань рвется на куски, она продолжает существовать, хотя и в виде лоскутков.
С достижением стабильности в практике преданного служения (регулярного повторения святого имени Кришны, чтения священных писаний и общения с другими вайшнавами) уничтожение анартх приобретает массивный характер.
Когда появляется подлинная привязанность к облику Господа, Его качествам и Его вечным играм, и когда эта привязанность наполняет сердце человека духовным блаженством (бхава), говорят о всеобщем уничтожении скверны.
С появлением премы – чистой любви к Богу, уничтожение анартх становится полным.
Но абсолютное уничтожение скверны в сердце возможно лишь тогда, когда душа достигает лотосных стоп Господа и входит в личное общение с Ним.
Далее приводятся стихи из священных книг и сборников, в которых указываются методы очищения:
"Подобно тому, как восходящее солнце рассеивает густую тьму, окутавшую весь мир, так и святое имя. стоит лишь раз произнести Его, разрушает все грехи. Слава святому имени Бога, несущему благословение милостью всей вселенной" (Шри Шридхара Свами в "Падьявали", стих 16)
"О мой Господь, увидев Тебя, человек немедленно освобождается от всей материальной скверны. Но Ты даровал надежду тем, кто неспособен увидеть Тебя лицом к лицу, ибо, всего лишь раз услышав Твое святое имя, даже собакоед способен обрести освобождение из материального мира" ("Шримад-Бхагаватам" 6.16.44)
"О Кришна, тот, кто однажды вручил себя твоим лотосным стопам, привлекшись твоим именем, формой, качествами и играми, даже если не осознал в полной мере Твоего величия, получает прощение всех грехов. Ямараджа (повелитель смерти) и его слуги с арканами в руках не приходят к такому человеку даже во сне" ("Шримад-Бхагаватам" 6.1.19)
"Человек, который совершает грехи в расчете на могущество святого имени, не очистится, даже если будет следовать всем правилам и предписаниям йоги на протяжении тысяч лет" ("Падма-пурана", Брахма-кханда 25.16)
Человека, который в результате оскорблений лишает себя милости святого имени, можно сравнить со слугой, дерзко ведущим себя по отношению к своему богатому и могущественному хозяину. Такому слуге отказывают в привилегиях, понижают жалование и лишают его заботы и внимания. В результате своих оскорблений он попадает в немилость к своему господину и обрекает себя на прозябание в нищете и всевозможные страдания. Но если провинившийся слуга всецело отдает себя на милость своего хозяина, тот забывает об оскорблениях и снова берет его под свою опеку. Тогда страдания слуги прекращаются. Точно так же человека, который совершает оскорбления на пути вайшнава, могут вначале постичь несчастья и разочарование, но если он продолжает искренне служить другим вайшнавам, духовному учителю, священным писаниям и т.д., святое имя снова прольет на него Свою милость и постепенно устранит последствия его оскорблений.
О существовании скверны в сердце можно судить по внешним признакам, описанным в "Шримад-Бхагаватам":
"Тот, кто при повторении святого имени Господа не испытывает волнения в сердце, не проливает слезы и не чувствует, как волосы на его теле встают дыбом, должен знать, что его сердце заковано в железо".
Путь вайшнава описан Рупой Госвами так:
"Бхакти (преданность) проходит последовательные стадии развития, начиная с веры (шраддха), за которой следуют общение с вайшнавами (садху-санга), выполнение преданного служения (бхаджана-крия), избавление от нежелательных качеств (анартха-нивритти), обретение постоянства (ништха), появление вкуса к повторению имен Бога и прославлению Его, а также к другим видам преданного служения (ручи), привязанность к имени Кришны, Его облику, Его качествам и Его играм (асакти); духовные эмоции, предваряющие стадию любви к Богу (бхава), и, наконец, любовь к Богу (према).
В следующих двух стихах из "Шримад-Бхагаватам" описан переход от неустойчивого преданного служения Богу к устойчивому:
"Господь Кришна, благодетель Своих преданных, находясь в их сердцах, очищает их от всех неблагоприятных качеств, когда в преданном просыпается сильное желание слушать послание Господа, что само по себе, если правильно слушать эти рассказы, является благочестивой деятельностью".
"Благодаря регулярному слушанию "Шримад-Бхагаватам" и служению возвышенным преданным человек почти полностью очищает свое сердце от всей материальной скверны и утверждается в любовном служении Верховному Господу, воспетому в изысканных стихах".
Препятствиями для стабильного преданного служения Богу являются: а) лайа, "сонливость"; б) викшепа, "рассеянность"; в)апратипатти, "безразличие или отсутствие вкуса ко всему духовному"; г) кашая, "греховные привычки"; д) расасвада, "вкус к мирским развлечениям".
Лайей называется тенденция засыпать во время повторения святых имен Господа и во время чтения священных писаний.Викшепа – это склонность отвлекаться на мирские темы во время выполнения преданного служения (например, разговаривать о домашних делах во время повторения святого имени). Апратипатти означает возникающее время от времени нежелание петь или повторять святое имя, даже в отсутствии первых двух недостатков. Кашая относится к внутренней тенденции впадать в гнев, испытывать жадность и гордость, а расасвада означает неспособность продолжать преданное служение при наличии внешних раздражителей, таких, как объекты чувственного удовлетворения и т.д. Стабильность возникает после преодоления этих пяти недостатков. К качествам, благоприятным для преданного служения, относятся смирение, почтительное отношение к другим, доброжелательность и сострадание. Ученые мудрецы считают критерием развития или отсутствия ништхи (стабильности) не постоянство в совершении преданного служения, а постоянство качеств преданного. Вот что говорит об этом "Шримад-Бхагаватам":
"Как только бескорыстное любовное служение пробуждается в сердце преданного, он тотчас выходит из-под влияния гун страсти и невежества, проявляющихся в таких качествах, как похоть и жадность. Тогда преданный достигает уровня саттва-гуны (благости) и становится счастлив". ("Шримад-Бхагаватам" 1.2.19)
Повторение святого имени Бога (в вайшнавской традиции в виде маха-мантры Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна […]
Любые наши желания могут быть исполнены по законам кармы. Необходимо учесть два фактора: наши желания и […]
Описание законов реинкарнации и признаков греха, проявленных в перерождении, можно найти в интереснейших ведических произведениях: Бхагавад-гите, Гаруда-Пуране Сародхара и других подобных первоисточниках.