Что такое бхакти? Это духовная наука служения Богу с преданностью и бескорыстием. Отсюда и термин бхакти-йога, т.е. связь […]
(Отрывок из лекции перед инициацией, Лос Анжелес, 1968г.)
Так, теперь 10 оскорблений.
Парвати нандана: Вот они, Прабхупада. Я должен прочитать их, Прабхупада?
Шрила Прабхупада: Да.
Парвати нандана: При воспевании маха-мантры необходимо избегать 10-ти оскорблений.
Первое оскорбление – это поносить преданного Господа.
Второе оскорбление – считать, что Господь и полубоги находятся на одном уровне.
Шрила Прабхупада: Да, это очень важный момент. Оскорбления преданных. Преданный Господа. Во многих странах, во многих местах.
Как например, Господь Иисус Христос. Он тоже преданный Господа. Мухаммед тоже преданный Господа. Не нужно считать, что поскольку мы сознающие Кришну, преданные Кришны, мы будем без нужды унижать, поносить другие религии, других преданных. Может быть их процесс отличается от нашего процесса в зависимости от времени, места и той или иной страны. Но любой, кто проповедует преданность Богу, является преданным Бога. Поэтому никогда нельзя ругать, поносить такого человека.
Второе оскорбление считать, что Господь находится на одном уровне с полубогами. Да, не нужно ставить Верховного Господа на один уровень с ними. Как майявади говорят: полубоги и Бог – всё это одно. Всё это на одном уровне. Потому что они считают, у Бога нет формы. Вы можете выдумать форму Бога, или принять любую форму за форму Бога. И это будет равным образом хорошо.
Но это не так. Существуют полубоги, и также существует Верховный Господь. И мы должны ставить их на один уровень. Например, полубог Господь Брахма, Господь Шива, Индра, Чандра, — всё это полубоги. Мы не должны ставить их на один уровень с Господом. В каком-то смысле нет ничего, кроме Господа. Потому что всё является экспансией Бога. Но это не означает, что я, например, равен Господу. Я тоже экспансия Бога. Это факт, но например, отец и сын. Сын это экспансия отца. И всё же сын не является отцом. Не делайте такой ошибки. С одной стороны между отцом и сыном нет разницы. Потому что тело сына изошло от тела отца. Но всё же сын не является отцом. Отец это отец, а сын это сын. Но философы-майявади не понимают этого различия.
Преданный: Или считать, что существует много богов.
Шрила Прабхупада: Бог один, не может быть многих богов. Если Бог не один, то нет смысла в этом понятии «Бог». Бог, согласно ведическому определению асам урдхва. Асам означает тот, кому нет равных. Никто не равен Богу. И урдхва означает что нет никого, более великого, чем Бог. Бог велик. Никто не может быть более великим, чем Бог. Поэтому Бог только один. Никто не более велик, чем он, никто не равен ему. Это означает, что все ниже его.
Преданный: Третье оскорбление: Пренебрегать указаниями духовного учителя.
Шрила Прабхупада: Да. Это ещё одно оскорбление. Когда вы принимаете духовного учителя, следует понимать, что вы не можете отклонять его указания. Как например, Кришна и Арджуна. Сначала они беседовали, как друзья. Но когда Арджуна принял Кришну духовным учителем, он просто слушал Его. И всякий раз, когда ему было сложно понять что-то, он задавал вопрос. Но не так, что он на равных спорил с Кришной. Хотя до того, как принять Его духовным учителем, он спорил с Ним.
Таково положение.
Господь Чайтанья Махапрабху однажды сказал: Мой духовный учитель назвал меня великим глупцом. Чайтанья Махапрабху не был глупцом. Но это хорошее качество ученика. Хорошая квалификация ученика. Когда он считает себя глупцом перед духовным учителем. Поэтому ученик никогда не осмеливается спорить с духовным учителем. Он никогда не осмеливается ослушаться духовного учителя. Это оскорбление. Однако, это не значит, что если вы что-то не понимаете, вы не можете задавать вопросы об этом. Вопросы должны быть.
Об этом говорится в «Бхагавад-Гите» :
тад виддхи пранипатена
парипрашнена севайа
Ваши взаимоотношения с духовным учителем таковы: вы должны попытаться узнать у духовного учителя всё.
Но вы должны следовать 3-м принципам в этом процессе.
Прежде всего, вы должны предаться ему. Вы должны признать, что духовный учитель более велик, чем вы. Иначе какой смысл, что вы принимаете кого-то, как духовного учителя?
Пранипат означает предание себя духовному учителю. И парипрашна означает вопросы, вопрошание. И сева, служение.
Две стороны. Служение и предание себя. И посередине должны быть вопросы. Иначе не может быть ни вопросов, ни ответов.
Должны быть соблюдены два этих принципа. Служение и предание себя.
И тогда вы можете получить хорошие ответы на свои вопросы.
Преданный: Четвёртое оскорбление: принижать авторитет Вед.
Шрила Прабхупада: Да, следует принимать авторитет писаний Вед. На днях я объяснял. Веды утверждают что раковина чиста. Несмотря на то, что это кость животного. В других местах Веды содержат такие указания, что кости животных считаются нечистыми. Но здесь говорится, что раковина чиста. И что её можно использовать перед божествами. В комнате божеств для служения божеству. Кто-то может сказать: Но ведь это кость животного. Как же так? Противоречие.
Нет, нужно принимать указание Вед так, как есть.
Если говорится, что что-то нечистое – это нечистое. Если говорится, что что-то чистое – это чистое. Если у вас есть какие-нибудь сомнения, вы можете разрешить их, смиренно задавая вопросы и служа духовному учителю. Есть духовный учитель. Но мы всегда должны принимать указания священных писаний как истину. Есть такое выражение, библейская истина. Никто не может оспаривать библию. Таково должно быть отношение. Библия – это тоже часть Вед. Поэтому ведические указания следует принимать так, как они есть. Без всяких интерпретаций.
Например Бхагавад-Гита это Веда. Почему это Веда? Потому что её сам рассказывает Верховный Господь, поэтому это Веда. Там нет никаких ошибок. Нужно принимать её, как есть. Без всяких интерпретаций. Поэтом мы и представляем Бхагавад-Гиту, как она есть.
Преданный: Пятое оскорбление: давать свои толкования Святым Именам Господа.
Шрила Прабхупада: Не нужно интерпретировать Святые Имена. Например, философы-майявади, как например, Ганди, написал: Пандавы означает чувства, кшетра означает это тело, Кришна означает ум. Не нужно таких вздорных интерпретаций. Кришна это Кришна. Продолжай.
Преданный: Шестое оскорбление: совершать грехи, полагаясь на силу воспевания Святого Имени.
Шрила Прабхупада: Как я уже объяснил эту мантру, когда человек воспевает Харе Кришна, сразу же бахйабхйантарах шучи. Он сразу же очищается. Но если человек начинает пользоваться этим, использовать Святое Имя в своих интересах, он думает: Я буду совершать грехи.
Иногда в христианской церкви люди пользуются этим. Они узнают, что проходя через исповедь, человек освобождается от грехов. И вот они идут в церковь, исповедуются, потом выходят оттуда, и совершают самые разные грехи, потом снова исповедуются, но такое избавление от грехов это вздор. Это факт, это так и есть. Когда вы исповедуетесь перед церковью и перед Богом, вы освобождаетесь от всех грехов. Это так, это замечательно. Но если вы совершаете грехи вновь, следующая исповедь уже не будет настоящей. Но они не знают об этом.
Предположим, ребёнок совершил какую-то ошибку, отец говорит ему: Ну хорошо, больше не делай этого. Если он делает это снова, его уже больше не прощают. Но эти люди не знают об этом. Они думают: Мы будем грешить, а потом пойдём в церковь, исповедуемся, и всё будет хорошо. И так мы будем балансировать. Не уподобляйтесь этому. Не занимайтесь таким балансированием.
Кто-то думает: воспевание Харе Кришна избавит меня от всех последствий моих грехов. Поэтому с утра до вечера я буду совершать самые разные грехи, а вечером, перед сном, я буду повторять Харе Кришна. И всё будет хорошо. Нет, не делайте так. Не делайте так. Это величайшее оскорбление. Вы никогда не будете прощены. Те, кто делают так намеренно, сознательно, те, кто думают: Теперь у меня замечательный инструмент, с помощью которого я могу отмываться от своих грехов. Поэтому я весь день буду грешить, вечером я буду повторять Харе Кришна, медитировать. И всё будет хорошо.
Нет. Вы должны знать, что Святое Имя обладает могуществом. С этого дня вы освобождаетесь от всех реакций на свои прошлые грехи. Но не совершайте грехи. Это величайшее оскорбление.
Преданный: Седьмое оскорбление: Говорить о славе Святого Имени Господа неверующим.
Шрила Прабхупада: Да. Те, кто не верят в Бога, атеисты, какой смысл говорить им? Не нужно беспокоить такого человека. Но нужно дать ему возможность услышать Святое Имя. Это сделает его способным совершить какой-то прогресс. Поэтому мы распространяем это Святое Имя. Не нужно думать, что все сразу же обратятся к сознанию Кришны. Но мы даём людям возможность. Если они услышат Его. Вы знаете это сами. Если кто-то слушает, он меняется. Итак, мы должны давать людям возможность. Но если человек упорный атеист, мы не должны очень много говорить ему о Кришне. потому что он может сказать что-то оскорбительное против этого.
Преданный: Восьмое оскорбление: Сравнивать Святое Имя с материальным благочестием.
Шрила Прабхупада: Да. Например, сейчас мы проводим эту церемонию инициации. Не следует считать, что мы проводим здесь какую-то ритуальную церемонию. Нет. Всё это отличается от ритуальной церемонии. Хотя это может показаться каким-то ритуалом. Но тем не менее, это трансцендентное действие. Ритуальные церемонии предназначены для того, чтобы дать вам возможность стать благочестивым, оставить неблагочестивую жизнь. Конечно, наш процесс тоже даёт эту возможность, но это не является конечной целью. Конечная цель дать вам любовь к Богу. Это намного выше благочестивых и не благочестивых действий. Любовь к Богу — это совершенно другое. Это относится к духовному миру. Не думайте, что этот процесс предназначен для того, чтобы избавить вас от ваших грехов. Это происходит автоматически. Например, если вы получаете миллион долларов, в них естественно включены 10 долларов.
Точно также, когда вы принимаете Святое Имя Бога, ваши греховные реакции аннулируются автоматически, это факт. Но этот процесс для этой цели. Этот процесс преследует более высшую цель: достижение этого уровня любви к Богу. Достижение трансцендентного любовного служения Господу. Такова цель.
Преданный: Девятое оскорбление быть невнимательным при повторении Святого Имени.
Шрила Прабхупада: Да, это девятое оскорбление. Когда вы повторяете, вы должны также и слушать. Вы не должны отвлекать своё внимание на что-то ещё. Механически повторять и думать о чём-то другом. Думать о Кришне — это хорошо. Но если я думаю о чём-то, что не связано с сознанием Кришны. Самое лучшее, это когда я воспеваю, повторяю Харе Кришна и слушаю каждое слово. Тогда это будет очень эффективно.
Преданный: Десятое оскорбление: Занимаясь практикой воспевания Святого Имени, оставаться привязанным к материальным вещам.
Шрила Прабхупада: Я уже объяснял это. Это болезнь «Ахам мамети». Материальная болезнь означает, что я думаю, что я являюсь этим телом, всё относящееся к этому телу или связанное с этим телом, это моё. Это материальная болезнь. И когда мы воспеваем Святые Имена, мы должны смотреть, насколько мы продвигаемся. Насколько мы освобождаемся от этих двух концепций: Я являюсь этим телом, и всё относящееся к нему — моё. Таков критерий. Насколько я освобождаюсь от этих двух концепций.
Если я всё ещё придерживаюсь этой концепции «я являюсь этим телом» и «всё, относящееся к нему – моё», в этом случае вы должны повторять очень внимательно для того, чтобы прогрессировать.
Всё.
Итак, вам следует очень внимательно избегать этих 10-ти оскорблений…
Что такое бхакти? Это духовная наука служения Богу с преданностью и бескорыстием. Отсюда и термин бхакти-йога, т.е. связь […]
Семя преданного служения Богу есть вера в Него. Такая вера закладывается духовным учителем в сердце ищущего Истину. […]
По словам Шрилы Дживы Госвами, если человек пренебрежительно относится к Святому имени, то у него появляются […]