bars

Научная основа и квалификация для повторения святого имени Бога

Повторение святого имени Бога (в вайшнавской традиции в виде маха-мантры Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе) - это научный процесс, в подробности описанный в ведической литературе

Научная основа и квалификация для повторения святого имени Бога.

Ученые-вайшнавы разделяют процесс повторения святого имени Бога на три стадии: 1) нама-апарадха; 2) нама-абхаса; 3) шуддха-нама. Нама-апарадха – это стадия, на которой духовная абсолютная природа имени Бога не проявляется. На стадии нама-абхасы человек сознательно стремится раскрыть весь духовный потенциал святого имени; говоря поэтическим языком, "появляется первый луч святого имени Бога". На высшей стадии святое имя полностью раскрывает Себя, позволяя постичь остальные аспекты Бога – Его форму, Его качества, Его атмосферу и Его вечные игры.

Чтобы постичь всеблаженную природу святого имени Бога, необходимо предварительное, теоретическое знание о Боге и Его энергиях. Это называется самбандха-гьяной, "знанием о взаимоотношениях". В представлении вайшнавов этот мир тесно связан с волей Господа, как и душа, то есть все живые существа, также связаны с Господом посредством Его энергий. Связанная с Богом посредством материальной энергии, называемой майей, душа оказывается в материальном мире, окутанная многочисленными грубыми и тонкими оболочками (грубое тело, состоящее из грубых материальных элементов (земля, вода, огонь, воздух и эфир) и тонкое тело, состоящее из умственной энергии, интеллекта и ложного эго, ощущения своего "я", как независимой субстанции). Связанная с Богом посредством Его духовной энергии, душа воочию видит Господа и общается с Ним в своей вечной духовной форме, не подверженной влиянию вечного времени. Душа относится к пограничной энергии Господа, татастха-шакти, поэтому ей свойственно менять свое положение, находя прибежище то в материальной, то в духовной энергии. Состояние, в котором находится душа, пребывающая под влиянием материальной энергии, называется "обусловленным", тогда как состояние, в котором пребывает душа, обретая прибежище у духовной энергии, называется "освобожденным". Все энергии Господа реальны, однако способы их проявления бывают истинными и иллюзорными. Ведические мудрецы считали истинным только вечность, тогда как изменения, свойственные совокупности материальных элементов, считались иллюзорными. Это стремление к вечности проявляется у души в виде страха смерти, хотя смерть есть не что иное, как смена внешней оболочки, состоящей из вышеупомянутых грубых элементов.

Первым объектом реальности, существующим независимо от влияния времени, является Сам Всевышний. Его называют ишварой, "повелителем". Подлинный смысл этого определения в том, что ишвара полностью независим от всего остального, будь то объективная или субъективная реальность. Современная физика указывает на реальность объективного мира (существующего в поле зрения наблюдателя), однако в ней нет понятия независимости. Каждый объект в материальном мире зависит от какого-то другого в отношении своего передвижения. поступления или потребления энергии и т.д. Даже разложив все объекты этого мира на элементарные частицы, мы увидим, что они не являются независимыми, но подчиняются неким законам. В Ведах говорится, что материя, называемая на санскрите пракрити, не может действовать независимо и самостоятельно. Причиной проявления материи является энергия ичха-шакти, или "энергия воли Господа". В результате действия Его воли материальное мироздание какое-то время поддерживается, а затем, по Его же воле, разрушается. Пракрити – это всего лишь инструмент, с помощью которого сущность проявляет себя. Иными словами, душа пользуется возможностями, предоставляемыми ей материей, которая, в свою очередь, претерпевает изменения по воле Господа. Иными словами, свобода души в материальном мире весьма ограничена, поскольку, не смотря на видимость, не она управляет материей, а Господь. Душа же просто выбирает, в каких условиях она окажется. При этом душа вечно остается духовной частицей Господа, бессмертной, исполненной знания и блаженства. Достигнув человеческой формы жизни, душа способна полностью восстановить свой изначальный статус бессмертия в полном знании и блаженстве. Для этого ей необходимо узнать (или вспомнить) условия, требуемые для такого восстановления.

Ведические писания гласят, что душа и Всевышний Господь вечно связаны узами блаженной, духовной любви. Эти узы не рвутся даже тогда, когда душа пребывает в царстве материи. Вайшнавы, говоря об этих узах, используют слово "забывчивость". Иллюзорные отношения, в которые вступает душа в материальном мире, заставляют ее забыть о своих вечных отношениях с Господом. Суть этих отношений обозначается словом дхарма, или "вечно присущее объекту свойство". Вечным свойством души является служение. Вечным свойством Бога является Его способность принимать служение. Чтобы такой любовный взаимообмен достигал совершенства, и у души, и у Бога есть вечные имена, качества, облик, место пребывания и действия. Формы и имена души иногда затмевает материальная энергия, тогда как форма и имя Бога всегда проявляют свое могущество. Поэтому говорят, что форма и имя Бога неотличны от Него самого, даже когда Он нисходит в материальный мир.

Пребывание души в мире материи называется кармой. С философской точки зрения у кармы нет начала, но есть конец. Также как у понятия "несуществование" нет начала, но есть конец. Избавление от кармы возможно лишь в том случае, когда душа вновь обретает свои вечные атрибуты (имя, форму, вид служения, которым она занимается вечно и т.д.). Существуют два фактора, влияющих на такое избавление: 1) наше собственное желание; 2) милость Господа и Его преданных. Если в жизни души присутствуют два этих момента, избавление от кармы не заставляет себя ждать. Несмотря на равенство этих факторов, второй из них – милость Господа и Его преданных – считается ведущим, поскольку без милости Господа и, особенно, Его преданных у души не может возникнуть желания выбраться из материального окружения. Милость – это определенная энергия, выраженная через предметы, которых непосредственно коснулся Господь. Это может быть цветок или сладость, предложенные Божеству, это может быть изображение Господа или слова из священных писаний. И особенно это относится к имени Бога, услышанному или прочитанному в книге. Поскольку имя Бога неотлично от Него Самого. Постепенно, жизнь за жизнью, душа, соприкасаясь с духовной энергией Господа в виде вышеперечисленных предметов, развивает в себе желание вернуться в свое вечное, изначальное положение – служение Богу с любовью и преданностью. Такое желание суть вера. И такая вера – необходимая квалификация для начала повторения святого имени Бога.

Качества, приобретаемые человеком при повторении святого имени

«Нет никаких сомнений в том, что святое имя само по себе способно очистить человека от всей […]

Святые имена в Сатья, Трета, Двапара и Кали Юги

Маха-мантра для сатья-юги, трета-юги, двапара-юги отличается от маха-мантры, предназначенной для кали-юги. из «Шри Кришна-самхиты» Шрилы Тхакура […]

Слушание и памятование как важнейшие аспекты духовного развития

Слушание Путь вайшнава начинается со слушания, называемого на санскрите шраванам. Слушание – необходимое условие прогресса на […]

Рассылка главных новостей храма. Ничего лишнего
© Международное oбщество Сознания Кришны (ISKCON)