Духовная практика

В соответствии с идеей бхакти, все, что делает человек, вставший на путь духовного совершенства, должно приближать его к Богу. Признаком преданности Богу является способность человека принимать то, что способствует преданному служению и отвергать то, что ему мешает.

Смысл духовной практики. Бхакти и ритуал. В соответствии с идеей бхакти, все, что делает человек, вставший на путь духовного совершенства, должно приближать его к Богу. Признаком преданности Богу является способность человека принимать то, что способствует преданному служению и отвергать то, что ему мешает, этим определяется ценность любого действия или поступка. Поэтому для вайшнава не существует обряда или ритуала самого по себе, исполняемого как дань традиции или из каких-либо иных соображений, любой элемент духовной практики должен быть способом достижения любви к Кришне и способом выражения такой любви. В этом, однако, не должно быть и произвола – иначе не было бы смысла в традиции и авторитетах.

Вся практическая сторона жизни вайшнавов тщательно разрабатывалась ачарьями. В «Шри Чайтанья-чаритамрите», в конце упомянутой беседы с Санатаной Госвами, Шри Чайтанья просит его написать книгу, которая включала бы подробное описание поклонения Божеству, повторения имени Бога, а также правила поведения, гигиены и т.д (Bhaktivedanta Svami Prabhupada A.C. Sri Caitanya-caritamrta. 17 vol. Los Angeles, Bhaktivedanta Book Trust, 1975 vol. 9 p.264-287).. Такой книгой, которая и по сей день считается ниболее аутентичным руководством по всем видам духовной практики и к которой вайшнавы обращаются всегда, когда возникает необходимость в разрешении спорных вопросов или в каких-либо уточнениях, стала «Хари-бхакти-виласа» Санатаны Госвами.

В “Хари-бхакти-виласе”, а также в “Бхакти-расамрита-сндху” Рупы Госвами, человеку предписывается множество разнообразных действий, предназначенных для того, чтобы помочь ему полностью сосредоточить свое сознание на Боге. Однако вайшнавские учители сознавали, что эти предписания не всегда и не везде могут быть выполнены в полном объеме, и что слишком строгая регламентация в конце концов привела бы к превращению служения Богу, которое предполагает любовь и преданность, в формальный ритуал. Поэтому в реальной жизни из всего многообразия видов духовной практики и правил этикета ими обычно выделялись наиболее важные, без которых совершенствоваться в духовной жизни было бы просто невозможно, остальные же считались желательными, но не необходимыми. Исполнение этих последних зависело от времени, места и обстоятельств. К тому же с годами, по мере того как менялась ситуация в обществе, многое менялось и в этих правилах, особенно после того как движение вайшнавав стало всеиндийским, а потом и всемирным. Однако, хотя и невозможно было сохранить «букву», все же, благодаря свято оберегаемой и поддерживаемой преемственности, «дух» традиции остался прежним, что нетрудно заметить, если сравнить поклонение, духовную практику и образ жизни нынешних вайшнавов с поклонением, духовной практикой и жизнью современников Шри Чайтаньи, подробно описанными в «Шри Чайтанья-чаритамрите», «Чайтанья-бхагавате» и других бенгальских текстах 16 в.

Источник материала: krishna.ru

Объявления и обсуждения в социальных сетях:

  
  
  
  
  

 

 

Официальный сайт Международного Общества
Сознания Кришны в Беларуси

Адреса и телефоны

© 2016

Международное общество
Сознания Кришны (ISKCON)