Учение о незаинтересованном деянии. Мокша.

Учение о незаинтересованном деянии. Мокша.

Освобождение (мокша) – важнейшее понятие индийской духовной культуры, означающее избавление дживы от власти майи и от причиняемых ею страданий. Для того, чтобы понять, что такое мокша в вайшнавизме, нужно рассмотреть механизм ее осуществления, главным звеном которого является действие без заинтересованности в результате.

Прежде всего, необходимо учесть следующее: сознание (читта) живого существа интенционально, т.е. всегда направлено на объект. По мнению вайшнавских мыслителей, пустого сознания быть не может. Поэтому, когда говорится о различных состояниях или уровнях сознания дживы, имеется  в виду его различное содержание, которое зависит от того, на что направлено сознание. Характер этой направленности, в свою очередь, тесно связан с деятельностью живого существа.

В соответствии с учением «Бхагавад-гиты», деятельность может быть трех видов: карма – добрая, праведная, соответствующая дхарме и приносящая благие плоды деятелю, викарма – злая, греховная, разрушающая дхарму, приносящая деятелю страдания, и акарма – буквально, «бездействие». Что же представляет собой такое действие, которое одновременно есть бездействие?

Джива буквально означает «живое», что предполагает присутствие в ней активного начала. Дживе как «живому»  всегда присущи стремление (иччха) и активность (крия), поэтому бездействие для нее немыслимо (в этом также одно из серьезных расхождение вайшнавов с последователями Шанкары). Что же тогда подразумевается под словом акарма?

В действительности акарма есть негативное обозначения некоей деятельности высшего рода. Это такая деятельность, которая не приносит никаких плодов – ни хороших, ни дурных, поскольку и хорошие и дурные последствия привязывают живое существо к миру страданий, воспроизводя в нем вожделение (каму) или или ненависть (двешу) по отношению к кому-либо или к чему-либо и тем самым удерживая его под властью майи. Избежать дурных и хороших последствий возможно, если действие совершается без всякой заинтересованности и в них. Отсутствие привязанности к плодам означает, что занятый акармой удовлетворен самим процессом такой деятельности и не нуждается ни в чем другом. Но такой деятельностью по учению вайшнавов может быть только бхакти - служение Богу с любовью и преданностью, поскольку только бхакти может принести человеку полное удовлетворение и блаженство. Бхакти не только не порождает никаких материальных последствий, но вдобавок еще и уничтожает результаты прошлых поступков человека, избавляя его от действия закона кармы т.е. приводя к освобождению (мокше).

Как возможен сам этот переход от деятельности по законам материального мира к деятельности высшего порядка? Сознание живого существа  всегда направлено на какой-то объект, который одновременно и определяет характер действия дживы и  зависит от него. Для того, чтобы изменить деятельность, необходимо изменить объект сознания, но чтобы изменить объект, нужно изменить деятельность. Ясно, что сам человек не может выбраться из этого круга, ему необходима помощь извне, другими словами, он должен каким-то образом соприкоснуться с Трансцендентным объектом. Этот Трансцендентный объект – Бог, а также все, что непосредственно с Ним связано. Как учат вайшнавские мыслители, для перехода от кармы к акарме должна произойти «встреча» человека с Богом в той форме, в которой это возможно в материальном мире, т.е. в форме Его имени, Его образа, священного текста, где описываются атрибуты и качества Бога; людей, которые уже встали на путь бхакти и в сознании которых поэтому присутствует Бог т.д. Все связанное с Богом, хотя и кажется принадлежащим материальному миру, существует совершенно по иным законам и воздействует на сознание человека совершенно по-иному, нежели материальные объекты. Такое соприкосновение с Трансцендентным – уникальное событие, врывающееся в повседневность и выбивающее человека из привычного течения дел, что дает ему возможность хотя бы на мгновение увидеть вещи в ином свете. Обладая свободой выбора, человек, испытавший этот «толчок», может теперь решать, продолжать ли ему действовать по законам кармы или коренным образом изменить характер своей деятельности, встав на путь бхакти, т.е. на путь, ведущий к освобождению.

 Источник материала: krishna.ru

Объявления и обсуждения в социальных сетях:

  
  
  
  
  

 

 

Официальный сайт Международного Общества
Сознания Кришны в Беларуси

Адреса и телефоны

© 2016

Международное общество
Сознания Кришны (ISKCON)