Шри Чайтанья и Его последователи

Шри Чайтанья  родился в 1486 г. в Навадвипе (Западная Бенгалия) в семье образованного брахмана, который позаботился о хорошем образовании и для сына. Уже в юности Шри Чайтанья прославился познаниями в грамматике и логике.

Шри Чайтанья  родился в 1486 г. в Навадвипе (Западная Бенгалия) в семье образованного брахмана, который позаботился о хорошем образовании и для сына. Уже в юности Шри Чайтанья прославился познаниями в грамматике и логике (Навадвипа была в те времена центром брахманской учености) и даже открыл собственную школу, которая пользовалась популярностью. В 1509 г. Шри Чайтанья отправляется в город Гайю, чтобы совершить поминальный обряд по недавно умершему отцу и встречает там Ишвару Пури, санньяси (странствуещего монаха), у которого получает  дикшу (духовное посвящение). После этой первой встречи с гуру (духовным учителем) в  характере Шри Чайтаньи происходят значительные перемены. Он начинает проявлять признаки необычайного религиозного вдохновения. Шри Чайтанья забрасывает научную и преподавательскую деятельность и становится проповедником. Он провозглашает кришна-бхакти, преданное служение Кришне, широким религиозным путем, предназначенным  для всех, а повторение и пение имен Кришны – универсальным методом, с помощью которого можно обрести любовь к Богу. Пораженные этой переменой, родные и друзья Шри Чайтаньи начинают воспринимать Его не как обычное человеческое существо, а как Самого Бога, нисшедшего в мир. Это косвенно подтверждает и сам Шри Чайтанья. Некоторым из них Он открывает Свою сокровенную божественную сущность, и  Свою миссию – спасение страдающего и запутавшегося человечества. Вместе с единомышленниками Шри Чайтанья проповедует сначала в Навадвипе, а потом и по всей Бенгалии. Собирая огромные толпы людей, Он устраивает торжественные процессии с пением имен Кришны. Интересно, что мусульманские власти не чинят Ему в этом практически никаких препятствий.

Вскоре, оставив семейную жизнь и став санньяси, Шри Чайтанья отправляется в паломничество по Индии. По дороге Он посещает все крупнейшие религиозные центры и повсюду приобретает последователей. Вдохновленные силой Его проповеди и Его жизненным примером, жители разных провинций Индии, люди разной национальности и принадлежащие к разным кастам, среди которых есть даже мусульмане и буддисты, становятся вайшнавами.

В дальнейшем Шри Чайтанья поселяется в Джаганнатха Пури (Орисса) где проводит дни в окружении учеников и последователей. В 1533 г. Он таинственным образом покидает этот мир.

Дальнейшее развитие движения Шри Чайтаньи.

После Шри Чайтаньи начатое Им движение успешно распространяется в разных частях Индии: на востоке – в Бенгалии, Ориссе и Ассаме, на западе – в городах Матхура и Вриндаван. В Бенгалии проповедует Нитьянянда, ближайший сподвижник Шри Чайтаньи, а впоследствии Вирабхадра, сын Нитьянанды, а также его супруга Джахнава Деви; в Ориссе – Шьямананда и Расикананда; в Матхуре и Вриндаване – «Вриндаванские Госвами» – Рупа Госвами, Санатана Госвами, Джива Госвами и др.; в Ориссе – Шанкарадева. Проповедь бенгальских вайшнавов заметна также в городах Западной Индии – Джайпуре, Лахоре,  Мултане и Пандарпуре (Chatterjee A.N., Srikrisna Caitanya. A Historical Study on Gaudiya Vaisnavism. New Delhi, Associated Publishing Company, 1997., p.113). Многие последователи Шри Чайтаньи составляют  труды по теологии и духовной практике, в которых обобщают и систематизируют его учение (Сам Шри Чайтанья почти ничего не написал, от Него осталось лишь очень короткое сочинение «Шикшаштака» («Наставление в восьми стихах»)). Наиболее значительные произведения такого рода принадлежат «Вриндаванским Госвами». Пишется большое количество агиографических сочинений, посвященных Шри Чайтанье и его последователям, главные из которых – «Шри Чайтанья-чаритамрита» Кришнадаса Кавираджа и «Чайтанья-бхагавата» Вриндавана Даса, монументальные поэмы на бенгали. Появляется множество религиозных песен и гимнов (пад),  авторство наиболее известных из них принадлежит выдающемуся поэту Нароттаму Дасу. Даже авторы, не являющиеся вайшнавами, испытывают влияние последователей Шри Чайтаньи – например, некоторые бенгальские шактисты (поклонники богини Дурги) в посвящениях к своим трудам восхваляют Шри Чайтанью как воплощение Бога (ibid., p.156).

Движение, начатое Шри Чайтаньей, широко открывает двери для всех тех, кого считали париями в индийском обществе. На многолюдных совместных трапезах, ставшими обычаем у вайшнавов, вместе с брахманами и кшатриями бок о бок сидят шудры и чандалы, а также недавние буддисты и мусульмане, словом все те, кому раньше доступ в общество «дваждырожденных» был строго настрого закрыт. Такое подчеркнутое безразличие к происхождению и социальному положению доходит до того, что царь Ориссы Пратапарудра подметает дорогу перед колесницей Джаганнатхи на празднике Ратха-ятра, а шудра Нароттам Дас становится почитаемым духовным наставником, общения с которым ищут многие знатные люди. Достоинство человека определяется отныне не кастой, а только преданностью Богу.

В дальнейшем движение продолжает расти. Важной частью религиозной жизни Индии становятся вайшнавские махотсавы, пышные многолюдные праздники и фестивали, посвященные деяниям Кришны и Его аватар, а также общественные пиры и санкиртаны – уличные шествия с пением имен Бога. На деньги богатых последователей и почитателей (в том числе и мусульман) строятся храмы и монастыри. В одном лишь Джаганнатха Пури насчитывается около трехсот храмов, посвященных Кришне и Шри Чайтанье, а во Вриндаване – более пятисот (ibid., p.167). Вайшнавские теологи, крупнейшие из которых – Вишванатха Чакраварти и Баладева Видьябхушана (17-18 вв.) продолжают разработку учения Шри Чайтаньи.

Источник материала: krishna.ru

Объявления и обсуждения в социальных сетях:

  
  
  
  
  

 

 

Официальный сайт Международного Общества
Сознания Кришны в Беларуси

Адреса и телефоны

© 2016

Международное общество
Сознания Кришны (ISKCON)