Душа

Индивидуальная душа представляет собой духовный атом, который меньше материального, и таким атомам нет числа. Эта крошечная духовная искра является движущей силой материального тела, и ее влияние распространяется на все тело.

В «Бхагавад-гите» есть такой стих:

ашчарйа-ват пашйати кашчид энам ашчарйа-вад вадати татхаива чанйах ашчарйа-вач чаинам анйах шриноти шрутвапй энам веда начаива кашчит

«Одни смотрят на душу как на чудо, другие говорят о ней как о чуде, третьи слышат, что она подобна чуду, а есть и такие, кто, даже услышав о душе, не могут постичь ее».

Несомненно, в любом языке существует понятие «души». Однако Веды вкладывают в это слово особый смысл, поскольку утверждают научное знание о душе, приводя описания души с разных точек зрения:

1. Онтология души и ее размеры (аналитическое познание души). Душа размерами равна одной десятитысячной кончика волоса. Иначе говоря, она бесконечно мала. Это подтверждается в «Шветашватара-упанишад» (5.9):

балагра-шата-бхагасйа шатадха калпитасйа ча бхаго дживах виджнейах са чанантйайа калпате

«Если кончик волоса разделить на сто частей, а затем каждую из них разделить еще на сто, размер одной такой части будет равен размеру вечной души».

Таким образом, индивидуальная душа представляет собой духовный атом, который меньше материального, и таким атомам нет числа. Эта крошечная духовная искра является движущей силой материального тела, и ее влияние распространяется на все тело, подобно тому как действие лекарственного препарата распространяется на весь организм. Влияние вечной души ощущается в каждой точке тела, - оно проявляется как сознание.

В «Мундака-упанишад» (3.1.9) сказано следующее:

эшо ‘нур атма четаса ведитавйо йасмин пранах панчадха самвивеша пранаиш читтам сарвам отам праджанам йасмин вишуддхе вибхаватй эша атма

«Размером индивидуальная душа не больше атома, и ощутить ее присутствие может только совершенный разум. Эта крошечная душа, которая парит в пяти воздушных потоках (прана, апана, вьяна, самана и удана), находится в сердце и распространяет свою власть на все тело живого существа. Когда душа очищается от оскверняющего влияния пяти материальных воздушных потоков, она полностью проявляет свою духовную природу».

«Бхагавад-гита» так описывает душу:

на джайате мрийате ва кадачин найам бхутва бхавита ва на бхуйах аджо нитйах шашвато ‘йам пурано на ханйате ханйамане шарире

«Душа не рождается и не умирает. Она никогда не возникала, не возникает и не возникнет. Она нерожденная, вечная, всегда существующая и изначальная. Она не гибнет, когда погибает тело».

наинам чхинданти шастрани наинам дахати паваках на чаинам кледайантй апо на шошайати марутах

«Душу нельзя расчленить никаким оружием, сжечь огнем, намочить водой или иссушить ветром».

аччхедйо ‘йам адахйо ‘йам акледйо ‘шошйа эва ча нитйах сарва-гатах стханур ачало ‘йам санатанах

«Эту индивидуальную душу нельзя разбить на куски, растворить, сжечь или иссушить. Неизменная, неподвижная и вечная, она пребывает повсюду и всегда сохраняет свои свойства».

Душа, которую на санскрите называют дживой, принадлежит к пограничной энергии Верховной Личности Бога, Шри Кришны. Это значит, что она не обладает независимостью и постоянно находится под влиянием либо материальной энергии (майи), либо духовной (йога-майи).

2. Наука о перевоплощении души. Душа не подвержена тем изменениям, через которые проходит материальное тело. Тело проходит через шесть видов изменений: оно появляется на свет, продолжает свое существование, растет, производит себе подобных, постепенно увядает и, наконец, уходит в небытие. Однако душа не подвержена подобным изменениям. Оставаясь вечно нематериальной частицей, душа не умирает вместе с гибелью тела. Смерть, таким образом, есть ни что иное, как оставление душой материальной оболочки. Вот что об этом говорит «Бхагавад-гита»:

васамси джирнани йатха вихайа навани грихнати наро ‘парани татха шарирани вихайа джирнанй найани самйати навани дехи

«Как человек, снимая старые одежды, надевает новые, так и душа входит в новые материальные тела, оставляя старые и бесполезные».

насато видйате бхаво набхаво видйате сатах убхайор апи дришто ‘нтас тв анайаос таттва-даршибхих

«Мудрецы, узревшие истину, пришли к заключению о бренности несуществующего (материального тела) и о неизменности вечного (души). Они сделали этот вывод, тщательно изучив природу того и другого».

3. Источник души и ее составляющие. Один из афоризмов «Веданта-сутры» гласит:

джанмадйасйа йатах

«Все исходит из Высшего источника».

Природа этого Высшего источника описана в Ведах («Вишну-пурана» 2.12.38):

джйотимши вишнур бхуванани вишнух

«Природа Вишну и Его обителей духовна и лучезарна».

По своим качествам душа, которую еще называют «малой отделенной частицей Высшего Духа», неотлична от Всевышнего, хотя и не может сравняться в Ним в количественном отношении. Иначе говоря, душа по природе духовна (вечна) и лучезарна. Эта лучезарность проявляется как совершенное знание (чит) и блаженство (ананда). Составляющие бытие души, таким образом, - вечная жизнь в полном знании и непреходящем блаженстве. Это называется на санскрите сат-чит-ананда-виграха. Слово виграха указывает на форму. Однако эта форма не материальна, а духовна. (см. также Дух и Материя и Бхагавад-гита: избранные лекции Его Божественной милости, А.Ч.Бхактиведанты Свами Прабхупады).

4. Глубинная природа души. В чем же смысл бытия души? В чем заключается ее непреходящая природа? Для описания неотъемлемых свойств того или иного объекта Веды используют слово дхарма. Например, дхарма сахара – быть сладким, а дхарма огня – жечь и давать тепло. Согласно Ведам, неотъемлемым свойством души, ее дхармой, является служение. В соответствии с тем, кому или чему служит душа, ее называют «обусловленной» или «освобожденной». В обусловленном состоянии душа служит своим чувствам, а в освобожденном состоянии – Шри Кришне, Верховной Личности Бога. В обусловленном состоянии душа вынуждена проходить через болезненный цикл повторяющихся рождений и смертей (самсара), тогда как в освобожденном состоянии она свободна от подобных перемен. В обусловленном состоянии душа ощущает на себе влияние майи, иллюзии, тогда как в освобожденном состоянии иллюзия рассеивается. (см. также Сущность Вед и Путь Вайшнава)

5. Деятельность души в обусловленном и освобожденном состоянии. В обусловленном состоянии душа бездействует. Все изменения во внешней среде, наблюдаемые с помощью органов чувств, происходят благодаря материальной природе. В «Бхагавад-гите» об этом говорится так:

пракритех крийаманани гунаих кармани сарвашах аханкара-вимудхатма картахам ити манйате

«Введенная в заблуждение ложным эго, обусловленная душа считает себя совершающей действия, которые на самом деле совершают три гуны материальной природы».

Человек с материальным сознанием находится под влиянием ложного эго, которое заставляет его думать, что он сам совершает все свои действия. Он не сознает, что его тело – это механизм, созданный материальной природой, которая действует под надзором Верховного Господа.

Деятельность души в освобожденном состоянии называется бхакти, всепоглощающим служением Шри Кришне, Верховному Господу, с любовью и преданностью. Вот что Сам Кришна говорит об этом в «Бхагавад-гите»:

майй авешйа мано йе мам нитйа-йукта упасате шраддхайа парайопетас те ме йактатама матах

«Тех, чей ум сосредоточен на Моем личностном образе и кто всегда поклоняется Мне с глубокой духовной верой, Я считаю достигшими высшей ступени совершенства».

Источник материала: krishna.ru

Объявления и обсуждения в социальных сетях:

  
  
  
  
  

 

 

Официальный сайт Международного Общества
Сознания Кришны в Беларуси

Адреса и телефоны

© 2016

Международное общество
Сознания Кришны (ISKCON)