Дух и материя

Чтобы по-настоящему различать между духом и материей, следует понять, что дух также может иметь форму. Представление о духовной реальности, как о нечто бесформенном, не поддерживается ведической философией.

Ведическая философия относит все разнообразные проявления окружающего и внутреннего мира либо к духовной, либо к материальной энергии. Некоторые объекты (как, например, святые дхамы) одновременно представляют собой проявление и той, и другой энергии. Существуют также объекты, которые на первый взгляд кажутся проявлением материальной энергии, тогда как на самом деле суть чистый дух (например, Божества или Святое Имя Бога).

Что же вкладывают Веды в понятие духа и материи? И как научиться различать эти две энергии? Ответ на первый вопрос мы находим в «Бхагавад-гите»:

бхумир апо ‘нало вайух кхам мано буддхир эва ча аханкара итийам ме бхинна пракритир аштадха

«Земля, вода, огонь, воздух, эфир, ум, разум и ложное эго – эти восемь элементов составляют Мою отделенную материальную энергию».

Из этих восьми первоэлементов первые пять называют пятью гигантскими или грубыми элементами. В них заключены пять объектов чувственного восприятия: материальный звук, осязательное ощущение, форма, вкус и запах. Для их восприятия нам даются материальный слух, органы осязания, глаза, язык и нос. Также для осуществления разнообразной деятельности в пределах материального мира душа получает набор деятельных чувств: голосовой аппарат, ноги, руки, анус и половые органы.

Остальные три элемента – ум, разум и ложное эго – являются проявлением искаженного представления души о себе и своем источнике. Ложное эго – это восприятие себя, как центра мироздания, когда основой бытия души становятся понятия «я» и «мое», а в качестве источника ложно принимается взаимодействие пяти грубых элементов. Причина такого ложного восприятия заключается в том, что душа изменила векторное применение своего потенциала, направив свое внимание (свою любовь и привязанность) на себя, а не на свой источник. Такое изменение является неестественным для души, поэтому она вынуждена пользоваться услугами материальной природы, чтобы иметь возможность осуществить свои желания.

Разум и ум от природы присущи душе, т.е. являются духовной энергией. Однако, когда бытие души зиждется на ложном эго, разум и ум становятся материальными. По природе разум предназначен для понимания истинной природы вещей, но под влиянием ложного эго душа начинает использовать разум, чтобы как можно изощреннее наслаждаться комбинациями грубых первоэлементов (земли, воды, огня, воздуха и эфира). В этом разуму помогает материальный ум, функция нашей психики, отвечающий за наши мечты, волю и эмоции.

В «Бхагавад-гите» противоположностью материи называется духовная частица Высшего Целого, Шри Кришны:

апарейам итас тв анйам пракритим виддхи ме парам джива-бхутам маха-бахо йайедам дхарйате джагат

«Помимо этой, низшей, энергии, о могучерукий Арджуна, существует другая, Моя высшая энергия, состоящая из живых существ, которые пользуются тем, что создано материальной, низшей энергией».

Иначе говоря, чтобы постичь разницу между материей и духом и научиться отличать их проявления, следует сначала постичь душу, т.е. себя самого. Такое самопознание является непременным условием для понимания онтологического статуса того или иного объекта внешнего (по отношению к наблюдателю) или внутреннего явления (например, ощущений или мыслей, которые могут быть как духовными, так и материальными по определению). Признаки человека, достигшего успеха в самопознании, также приводятся в «Бхагавад-гите»:

буддхйа вишуддхайа йукто дхритйатманам нийамйа ча шабдадин вишайамс тйактва рага-двешау вйудасйа ча

иивикта-севи лагхв-аши йата-вак-кайа-манасах дхйана-йога-паро нитйам ваирагйам самупашритах

аханкарам балам дарпам камам кродхам париграхам вимучйа нирмамах шанто брахма-бхуйайа калпате

«Тот, кто, опираясь на разум, очистил сознание и исполнен решимости держать ум в узде; кто отказался от объектов чувственных наслаждений; кто свободен от привязанностей и неприязни; кто живет в уединенном месте, мало ест, овладел своими телом, умом и речью; кто всегда пребывает в состоянии транса; кто отрешен и свободен от ложного эго, ложного желания стать сильнее, гордыни, вожделения, гнева и ложного чувства собственности; кто не считает, что ему принадлежит что-то, и всегда умиротворен, - тот осознал свою духовную природу».

Чтобы по-настоящему различать между духом и материей, следует понять, что дух также может иметь форму. Представление о духовной реальности, как о нечто бесформенном, не поддерживается ведической философией (см. Философия одновременного единства и различия Бога и Его энергий). Более того, проанализировав досконально материю (такой анализ в Ведах называется санкхьей), разложив материю на первоэлементы, мы увидим, что на самом деле бесформенна материя. Современная наука также говорит, что материя состоит из элементарных частиц, поддерживаемых различными видами полей. Вот что говорит «Бхагавад-гита» по этому поводу:

насато видйате бхаво набхаво видйате сатах убхайор апи дришто ‘нтас тв анайос таттва-даршибхих

«Мудрецы, узревшие истину, пришли к заключению о бренности несуществующего (материального тела) и о неизменности вечного (души). Они сделали этот вывод, тщательно изучив природу того и другого».

В своих комментариях на этот стих Его Божественная Милость А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада, ачарья-основатель международного общества сознания Кришны, пишет:

«Наше постоянно меняющееся тело не может существовать вечно. Современная медицина признает тот факт, что на клеточном уровне тело меняется каждое мгновение; это обусловливает процессы роста и старения. Но вечная душа, несмотря на все изменения, которые происходят с телом и умом, всегда остается неизменной. В этом разница между материей и духом. (…) Понятие «существующий» относится исключительно к духу, а понятие «несуществующий» – к материи. Это утверждают все, кто видит истину».

Таким образом, дух – это сознающая энергия, или активное начало, тогда как материя – инертная энергия, или пассивное начало. Веды сравнивают материю с облаком, на время закрывающее солнце. Солнце существовало до появления облака, существует вместе с облаком и, когда облако рассеивается, продолжает свое существование. Более того, само облако – продукт жизнедеятельности солнца (которое выпаривает воду из океанов, создавая таким образом облака). Подобным же образом дух, выпаривая чистую воду своей любви к Высшему Источнику всех энергий, создает облако материи, которое скрывает от его взора этот Высший Источник.

Для источника энергий не существует разницы между материей и духом. В отношениях с источником единственным критерием, по которым тот или иной объект относится к материи или духу, является характер его взаимодействия с источником. Источник этот имеет личностную природу (см. Шри Кришна как источник всех энергий), а характер взаимодействия объекта с источником может быть как косвенный (или внешний, что и называется материальным), так и непосредственный (называемый на санскрите атма-майа, или «собственный, внутренний», что получило название "духовный"). Таким образом по воле Высшего Источника дух может перенять качества материи, а материя – стать духовной субстанцией. При этом сущность духа, или его вечная природа не меняется. Это объясняется тем, что материя не имеет объективного существования – она целиком зависит от духа. Иначе говоря, это дух породил материю, а не наоборот. Если бы такой зависимости не было, душа, имеющая духовную природу, никогда не смогла бы избавиться от материального покрова. Способ избавления от материального покрова называется на санскрите йогой, или восстановлением связи с Высшим Источником. (см. также Йога и Религия и Преданное служение).

Источник материала: krishna.ru

Объявления и обсуждения в социальных сетях:

  
  
  
  
  

 

 

Официальный сайт Международного Общества
Сознания Кришны в Беларуси

Адреса и телефоны

© 2016

Международное общество
Сознания Кришны (ISKCON)