Тексты: шастры, пураны и труды ачариев

Традиционно считается, что, поскольку ведические тексты имеют единый источник происхождения (считается, что Веды изошли из уст Бога), а также поскольку у них единая цель – привести человека к духовному совершенству, они представляют собой целостное единство, даже несмотря на то, что очень сильно отличаются по форме и содержанию.

Веды и ведическая литература. Колоссальный свод древнеиндийских священных текстов традиционно делится на две группы – шрути («услышанное») и смрити («запомненное»). К шрути относятся четыре Веды, которые включают Самхиты («Риг-веда», «Сама-веда», «Яджур-веда» и «Атхарва-веда»), а также примыкающие к ним Брахманы, Араньяки и Упанишады; к смрити относится «Махабхарата», Пураны и другие тексты. Особое положение среди священных текстов занимает «Веданта-сутра», книга кратких афоризмов (сутр), в которых в сжатом виде выражена суть Упанишад (веда-анта – «завершение Вед»), а также «Рамаяна», которую называют ади-кавьей («первой поэмой»).

Cреди исследователей распространено мнение о том, что к Ведам следует относить только тексты шрути. Однако вайшнавы придерживаются в этом вопросе иного мнения.  Мадхва, например, в своих комментариях к «Веданта-сутре» приводит слова «Бхавишья-пураны»: «Рик», «Яджус», «Сама» и «Атхарва», «Махабхарата», «Панчаратра», а также изначальная «Рамаяна» являются Ведами. «Пураны» и дополнения вайшнавов – также Веды». (Сатсварупа Даса Госвами. Очерки ведической литературы. Стокгольм, Бхактиведанта Бук Траст, 1988, с.6). «Чхандогья-упанишад» (7.1.4) называет Пураны и Итихасы (исторические тексты, к которым относят «Махабхарату») «Пятой Ведой» (там же, с.7). Примерно то же самое говорится и в «Бхагавата-пуране» (1.4.20): «Итихасы и Пураны называют Пятой Ведой» (Bhaktivedanta Svami Prabhupada A.C. Srimad Bhagavatam. 18 vol. Los Angeles, The Bhaktivedanta Book Trust, 1989, vol.1, p.221). В соответствии с этим  вайшнавские мыслители признают аутентичным и «ведическим» весь комплекс шрути и смрити.

Традиционно считается, что, поскольку ведические тексты имеют единый источник происхождения (считается, что Веды изошли из уст Бога), а также поскольку у них единая цель – привести человека к духовному совершенству, они представляют собой целостное единство, даже несмотря на то, что очень сильно отличаются по форме и содержанию. Все священные тексты делятся на три категории, соответствующие различным этапам духовного пути: карма-канда, джняна-канда и упасана-канда (такое деление признается и в других ведантических школах, однако значение категориям придается несколько иное). Карма-канда, к которой относятся Самхиты, предназначена для тех, кто испытывает привязанность к материальному миру и склонен к ритуализму. Джняна-канда, в которую входят Упанишады и «Веданта-сутра», учит отрешенности от мира и сосредоточенному поиску единой Абсолютной Истины. Упасана-канда, к которой относятся главным образом тексты «Махабхараты», «Рамаяны» и Пуран, предназначена для тех, кто желает посвятить себя поклонению и служению Богу.

«Бхагавата Пурана» и другие Бхакти-шастры.

По мнению бенгальских вайшнавов, поскольку тексты упасана-канды, которые называют также бхакти-шастрами, соответствует наивысшему этапу духовной жизни, Пураны в духовном отношении даже более ценны, чем Самхиты и Упанишады. Из Пуран вайшнавы отдают предпочтение «Бхагавата-пуране». Это произведение, которое насчитывает около 18 тысяч шлок (двустиший), содержит большое количество текстов философского и дидактического содержания, и, поскольку в соответствии с традицией, авторство и «Веданта-сутры» и «Бхагавата-пураны» принадлежит одному и тому же лицу – древнему мудрецу Вьясе, считается «естественным комментарием» к «Веданта-сутре». Значение «Бхагавата-пураны» для всей вайшнавской религиозной культуры трудно переоценить. Ее называют «сливками» всей ведической литературы. Шри Чайтанья считал, что «Бхагавата Пурана» раскрывает глубочайший смысл «Веданта-сутры», который нелегко постичь из-за краткости этого произведения. В самой «Бхагавата-пуране» (1.3.43) говорится: «Когда Кришна удалился в Свою обитель, забрав с Собой знание и религию, для людей, оставшихся во мраке, взошло солнце Пураны (т.е. «Бхагавата-пураны»)» (Bhaktivedanta Svami Prabhupada A.C. Srimad Bhagavatam. 18 vol. Los Angeles, The Bhaktivedanta Book Trust, 1989, vol.1, p.196). Это произведение лежит в основе всей вайшнавской философии и теологии.

Следующий по важности из древних санскритских текстов  – знаменитая «Бхагавад-гита». Эту небольшую по объему беседу Кришны и Арджуны, происходившую перед битвой на поле Курукшетра, неоднократно  комментировали представители различных направлений веданты. Для бенгальских вайшнавов особенно важно развитое впоследствии вайшнавскими мыслителями учение «Гиты» о божественной сущности Кришны и о бхакти-йоге.

Большое значение придается также текстам «Панчаратры», относящимся к категории тантрических, которые являются основой обрядовой и молитвенной практики вайшнавов, а также содержат ряд важных положений, входящих в основу теологической системы. По традиции к «Панчаратре» относят сто восемь текстов, главными из которых считаются четырнадцать – «Паушкара-самхита», «Вараха-самхита», «Саттвата-самхита» и др. Шри Чайтанья особенно ценил «Брахма-самхиту», которая была найдена Им во время путешествия по Южной Индии в библиотеке одного старинного храма. Как и «Веданта-сутра», некоторые тексты «Панчаратры» представляют собой краткие сборники афоризмов – например, «Нарада-бхакти-сутра», также весьма  почитаемая у вайшнавов.

Комментаторская традиция и труды ачарьев.

Бенгальские вайшнавы ценят комментарии ачарьев, религиозных учителей и теологов прошлого, почти столь же высоко, как и древние санскритские тексты. Часто такие комментарии представляют собой фундаментальные многотомные труды. Комментирование в вайшнавской традиции считается – особым процессом, главная цель которого – приблизить содержание священного текста непосредственно к тем реалиям, среди которых живет слушатель или читатель, современник комментатора. Так создается «проводящая среда» между текстом и сознанием, воспринимающим текст. Главное условие при этом – сохраннение изначальный смысла, что обеспечивается парампарой.

Комментарии к важнейшим санскритским текстам, таким как «Бхагавата Пурана», «Бхагавад-гита», «Упанишады» и «Веданта-сутра» принадлежат Шридхаре Свами, Дживе Госвами, Вишванатхе Чакраварти, Баладеве Видьябхушане, Бхактивиноде Тхакуру, выдающимся вайшнавским мыслителям. Самые современные комментарии к «Бхагавад-гите» и «Бхагавата-пуране» были написаны на английском языке Бхактиведантой Свами Прабхупадой уже в наше время.

Не менее важны и собственные произведения вайшнавских мыслителей, которых насчитывается множество. Кроме трудов по теологии и философии наследие ачарьев содержит драматические произведения (натаки), лирические поэмы (кавьи), гимны и песни преданности (пады). Однако мы кратко охарактеризуем только главные философско-теологические труды, а именно те из них, которые наиболее полно отражают основные положения учения Шри Чайтаньи.

Самый ранний и наиболее фундаментальный труд на санскрите, в котором в систематическом виде представлена теология бенгальского вайшнавизма – «Шат-сандарбха» («Шесть сборников») Дживы Госвами (16 в). Каждая «Сандарбха» содержит изложение одного из важнейших разделов учения на основе подборки цитат, главным образом из «Бхагавата-пураны». Так, например, «Таттва-сандарбха» посвящена теории познания, «Бхагават-сандарбха» – природе Абсолютной реальности, «Параматма-сандарбха» – природе дживы (живого существа) и майи и т.д. Более поздний (18 в), но также очень важный санскритский текст – « Говинда-бхашья» («Книга  Говинды») Баладевы Видьябхушаны, подробный комментарий к «Веданта-сутре», в котором наряду с подробным изложением доктрины ведется полемика с другими философскими школами. В упоминавшейся уже бенгальской поэме Кришнадаса Кавираджа «Шри Чайтанья-чаритамрита» («Нектар жизни Шри Чайтаньи») (16 в) приводятся многочисленные беседы Шри Чайтаньи с учениками, а также Его споры с оппонентами, изложенные автором по записям очевидцев.

Учению о бхакти, любви и преданности Кришне, а также описанию различных стадий духовного пути посвящена книга Рупы Госвами «Бхакти-расамрита-синдху» («Океан нектара вкусов бхакти») (16 в). Поскольку главной темой этой книги является развитие религиозного чувства и духовных эмоций, что отразилось в учении о расах, можно сказать, что она отражает собственно религиозную сторону учения. Важнейшим сборником правил обрядовой и молитвенной практики, а также правил этикета, является «Хари-бхакти-виласа» («Красота преданности Хари (Кришне)») Санатаны Госвами (16 в). И «Бхакти-расамрита-синдху» и «Хари-бхакти-виласа» написаны на санскрите.

Ряд важных произведений более близкого к нам периода (кон.19 – нач. 20 в), посвященных различным сторонам учения Шри Чайтаньи, принадлежат Бхактивиноде Тхакуру. Важнейшие из них них – «Джайва-дхарма» («Предназначение живого существа») и «Чайтанья –шикшамрита («Нектар наставлений Чайтаньи»), два обширных труда на бенгали, а также поэма «Харинама-чинтамани» («Драгоценность имени Хари»), посвященная учению об имени Бога.

Большое значение для понимания вайшнавизма имеют два небольших произведения на английском  языке - «Бхагават. философия, этика и теология» и «Вайшнавизм подлинный и мнимый», первое из которых принадлежит Бхактивиноде Тхакуру, а второе - Бхактисиддхате Сарасвати.

Для участников движения сознания Кришны основными являются книги Бхактиведанты Свами Прабхупады – уже упоминавшиеся комментарии к «Бхагавата-пуране» и «Бхагавад-гите», а также коментарии к «Шри Чайтанья-чаритамрите», изложение «Бхакти-расамрита-синдху» Рупы Госвами («Нектар наставлений») и др. Значительная часть этих книг, написанных автором по-английски, доступна в настоящее время на русском языке.

Источник материала: krishna.ru

Объявления и обсуждения в социальных сетях:

  
  
  
  
  

 

 

Официальный сайт Международного Общества
Сознания Кришны в Беларуси

Адреса и телефоны

© 2016

Международное общество
Сознания Кришны (ISKCON)