Ведическая культура и её ценности

Ведическая культура, как ясно из самого названия, строится на принципах Вед, древнейших священных писаниях мира. Основной ценностью ведической культуры является счастье, которое может испытывать человек. Критерием успеха в этой культуре - количество счастья, которое может испытать человек за определенный промежуток времени. В связи с этим счастье делится на три категории:

  1. счастье, получаемое от соприкосновения органов чувств с объектами чувств (например, глаза смотрят на прекрасные формы, и человек испытывает определенного рода наслаждение);
  2. счастье от осознания Брахмана, бессмертной природы бытия, основы мироздания, недифференцированного состояния духа, сияния, исходящего от Высшей Причины всех причин;
  3. счастье от служения Шри Кришне (Богу).

Ограниченность первого вида счастья не нуждается в доказательствах. Стремление извлечь удовольствие из материи сравнивается в Ведах с попытками получить рис, молотя рисовую шелуху. Тем не менее, поскольку такой вид счастья очень привлекателен для большинства людей, в Ведах содержится множество указаний относительно того, как правильно жить в этом мире, чтобы, в конце концов, испытать наибольшее количество наслаждений. Материальное счастье Веды делят на два вида: счастье, доступное в этой жизни, и счастье, доступное после смерти. Следуя ведическим предписаниям, можно вкусить и того, и другого. Для обретения счастья в этой жизни Веды предлагают модель социальной структуры, получившей название варнашрама-дхарма. Варна в переводе с санскрита значит «профессиональная предрасположенность». Зачастую это слово переводят как «каста», однако это неверное толкование. В «Бхагавад-гите», основном произведении ведического канона, есть такие слова:

чатур-варнйам майа сриштам
гуна-карма-вибхагашах
тасйа картарам апи мам
виддхй акартарам авйайам

«(Кришна, Бог, говорит) В соответствии с тремя гунами материальной природы и связанной с ними деятельностью, Я разделил человеческое общество на четыре сословия. Но знай же, что, хотя Я и являюсь создателем этой системы, Сам Я, вечный и неизменный, непричастен к какой-либо деятельности».

В этом стихе ясно указывается, что человек принадлежит к тому или иному сословию не по рождению в определенной семье, а по природным склонностям, которые, в свою очередь, зависят от гун материальной природы, влияющих на человека. Материальное счастье возможно лишь в том случае, когда человек занят своим делом, не пытаясь идти против своей природы. Такой образ действий считался в ведической культуре высшей добродетелью, что также подтверждается в «Бхагавад-гите»:

све све карманй абхиратах 
самсиддхим лабхате нарах
сва-карма-ниратах сиддхим 
йатха виндати тач чхрину

«Занимаясь деятельностью, соответствующей его природе, каждый человек может достичь совершенства. (…)»

Так сохранялся мир в обществе, поскольку человек довольствовался своим положением и не стремился занять чужое место или пост. Такое отношение возможно лишь при одном условии – при полном отсутствии зависти. В ведическом обществе, которое было построено на ведической культуре, именно зависть считалась врагом номер один. Зависть рассматривалась как совокупность основных пороков: вожделения, гнева, жадности, иллюзии и безумия. Веды дают верное средство для избавления от зависти – посвящать всю свою деятельность Богу. Бога в Ведах называют Хришикеша, что значит «повелитель чувств». Зависть, а также ее составляющие, крадут у человека ощущение счастья, поэтому в ведической цивилизации было принято так или иначе поклоняться Богу, слушать о Нем, посвящать Ему свою работу, свои таланты, произведения искусств и т.д. Еще до 50-х годов ХХ века все театральные постановки в Индии были как-то связаны с лилами (играми) Кришны и Его воплощений. Воспитанный в ведической культуре, человек получал хорошую основу для того, чтобы в будущем серьезно приступить к преданному служению Богу и стать настоящим вайшнавом, «служителем Бога» (в наше время на западе вайшнавов называют кришнаитами, однако это название условно; вайшнав происходит от слова Вишну – «всевышний», то есть вайшнав – это преданный слуга Бога). При этом было неважно, в какой семье родился человек и какую он работу выполняет. Переход от выполнения профессиональной деятельности ради наслаждения ее плодами и выполнения той же деятельности ради Кришны был плавным, но довольно ощутимым. При этом менялся не внешний аспект деятельности, а настроение человека, его мысли и стремления. В основе деятельности низшего порядка всегда лежат мечты о наслаждении своих чувств, тогда как в деятельности ради Кришны (Бога) лежит представление о себе, как о неотъемлемой части Всевышнего, призванной служить Полному Целому.

Более того, ни один из видов материального счастья, доступный человеку после смерти, не был возможен без поклонения Богу. Ценность человеческой жизни поистине огромна. Среди 8.400.000 видов жизни человеческая жизнь предоставляет живому существу (душе) невообразимые возможности. Во-первых, лишь человек может изменить свою судьбу (карму). Животные лишены такой возможности. Животные лишь следуют зову природы, тогда как человеку дан выбор, иначе говоря, лишь человек наделен необходимым разумом, чтобы отличать хорошее от плохого. Во-вторых, лишь в человеческом облике можно избавиться от пороков, таких, как гнев, похоть и др. Когда душа избавляется от вышеназванных пороков, ей открывается путь на небеса. Все планеты, которые мы видим на ночном небосводе, обитаемы. Многие из тех планет называются райскими, потому что продолжительность и качество жизни на них не сравнима ни с какими наслаждениями на нашей земной планете.

И, наконец, лишь человеческая форма жизни дает живому существу возможность испытать счастье наивысшего порядка – счастье служения Богу. В Тантра-шастре Шива говорит своей жене Сати: «Дорогая супруга, тот, кто предался лотосным стопам Говинды (Кришны) и таким образом развил в себе чистое сознание Кришны, может с легкостью обрести все, к чему так стремятся имперсоналисты (те, кто поклоняется безличному аспекту Абсолюта, Брахману), и, более того, он может насладиться счастьем, доступным самым возвышенным вайшнавам».

Продолжительность материальных наслаждений ничтожно мала по сравнению с духовным наслаждением. Счастье, доставляемое чистым преданным служением Богу, - высшая форма счастья, потому что такое счастье бесконечно. Счастье же, которое приносят земные совершенства или познание Брахмана, - считается счастьем низшего типа, так как оно имеет начало и конец. В «Хари-бхакти-судходайе» приводится молитва Прахлады Махараджи, прославленного преданного Господа: «О мой Господь, я вновь и вновь молю Тебя у твоих лотосных стоп укрепить меня в моем преданном служении. Я молю только о том, чтобы мое сознание Кришны стало глубже и устойчивее, так как счастье сознания Кришны и преданного служения само по себе может принести человеку все преимущества религиозности, экономического благополучия, удовлетворения чувств и даже освобождения от материального существования».

Говорится, что радости, которые могут доставить человеку религиозность, экономическое благополучие, чувственные наслаждения и освобождение, следуют за преданным служением Господу, подобно тому как пажи и фрейлины в глубоком почтении следуют за королевой.

Таким образом, ведическая культура и ведическая концепция социального устройства позволяла человеку вкусить счастье любого вида. Основой любого счастья являлась добродетель, без которой был немыслим прогресс человеческого общества. Единственный враг человеческого общества – это порок. Порок не имеет национальности или религиозной принадлежности. Веды не признают деление людей по расовому или религиозному признаку. Любые градации, упомянутые в Ведах, касаются лишь уровня сознания человека, а не его происхождения или семейных традиций. Вот почему на сегодняшний день ведическая культура завоевывает все больше и больше последователей. Человек инстинктивно стремится к истине. Истина определяется Ведами как сва-рат, что значит «самосветящееся». Истина светозарна, и человеку не нужно доказывать, истина это или нет, подобно тому, как не нужно доказывать голодному человеку, которого угощают обильной пищей, насыщается он или нет. Светозарная истина Вед несет благо всем людям нашей многострадальной планеты, и, если человек желает блага для себя и своих близких, он должен обратиться к Ведам в поисках верного руководства к жизни. Смысл жизни – быть счастливым. Это заложено в природе души, которая обладает качествами Высшей Души, Бога. Бога называют сат-чит-ананда, что значит «исполненный вечности, знания и блаженства». Так и живое существо, душа, подобно капле океана, обладает теми же качествами; душа вечна, сияет в знании и испытывает блаженство. Чистое преданное служение Кришне – не что иное, как полнокровное проявление этого блаженства. Соединяясь через посредство энергии счастья Господа с Самим Господом, душа испытывает несравненное блаженство. Не очистив свою природу, невозможно вступить в царство несравненного блаженства. Бхактивинода Тхакур, великий ученый и поэт ХIХ века, говорит в своей книге «Шри Чайтанья-шикшамрита», что нравственность, правдивость, чистота, доброжелательность, честность и любовь присуще душе от природы. Иначе говоря, если человек нарушает заповеди морали, лжет, злобится и проявляет неуважение к другим – он не может заявлять, что служит Господу. В мире есть столько людей, которые заявляют, что служат Богу и любят Его, однако, если они при этом безнравственны, лживы, нечисты, недоброжелательны и злы – их служение Богу – всего лишь фарс. В ведической культуре никто не мог заявлять, что служит Богу, не развив вначале вышеупомянутые качества подлинной добродетели. Иначе говоря, жизнь ведического общества была направлена на очищение нашей изначальной природы, природы души, частички Высшей Души, Кришны, всепривлекающего Господа.

Источник материала: krishna.ru

Объявления и обсуждения в социальных сетях:

  
  
  
  
  

 

 

Официальный сайт Международного Общества
Сознания Кришны в Беларуси

Адреса и телефоны

© 2016

Международное общество
Сознания Кришны (ISKCON)